ЯЗЫКОМ ШТРАФОВ
Но почему? Казалось бы, за охрану окружающей среды у нас отвечает не одно и не два ведомства. Природопользователи регулярно отчисляют немалые экологические платежи.
Так не в том ли дело, что существующая система охраны среды у нас в стране просто не актуальна и не эффективна? Уже, наверное, всем понятно - она скорее тормозит развитие экономики, нежели способствует соблюдению экологической безопасности. Еще во время избирательной кампании Дмитрий Медведев отметил порочность системы: существующая правовая база элементарно не стимулирует переход на экологически эффективные технологии и проведение природоохранных мероприятий. Сейчас ситуация выглядит примерно так: и предприятиям-природопользователям, и надзорным органам удобнее общаться на языке штрафов.
Первым достаточно заплатить некую сумму, по сути - откупиться и продолжать загрязнять окружающую среду. У вторых есть план по сбору платежей, который надо выполнять. Подобная система в итоге сейчас больше напоминает имитацию, а не реальную заботу об окружающей среде.
Допустим, внедрило предприятие новую технологию, благодаря которой снизился уровень загрязнения. Соответственно снизился и уровень платежей. А что делать надзорным органам? Правильно, "добивать план" с помощью штрафов.
Как довольно прозрачно намекнул президент, ныне действующая система - коррупцигенна по своей природе.
О необходимости кардинально менять подходы к охране окружающей среды Дмитрий Медведев говорил еще в феврале. Судя по всему, теперь эти планы будут претворяться в жизнь.
На недавнем совещании в Кремле по вопросам повышения экологической и энергетической эффективности экономики России были четко и недвусмысленно обозначены приоритеты. Столь откровенно о решении экологических проблем, пожалуй, еще не говорилось.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭКОЛОГИЯ
Во-первых, президент еще раз подчеркнул необходимость скорейшего внедрения полноценной системы нормирования допустимого воздействия на окружающую среду. Это откровенно революционное предложение, которое принципиально меняет подходы во взаимоотношениях предприятий и контролирующих органов. Да, оно практически исключает возможность коррупции и субъективизма, но это не более чем побочное следствие, пусть и приятное. Актуальнее, на наш взгляд, другое: переход от довольно порочной практики индивидуально устанавливаемых нормативов воздействия к системе, в которой эффективность производства и экология являются равноправными переменными в одном уравнении.
Не выполняешь нормы - вот тебе время, в обязательном порядке внедряй новые технологии и исправляйся. Фактически нормирование - мощный и эффективный рычаг власти, который позволяет бороться за чистоту окружающей среды через модернизацию предприятий, а не замедление их развития.
Подобная система уже давно применяется на Западе. И успешно. Во всяком случае, сейчас экологическая ситуация там намного лучше, чем у нас.
Кстати говоря, на ряде предприятий как нашего региона так и соседей подготовительная работа к внедрению такой системы ужа начата. И довольно давно.
Другой ключевой момент, озвученный президентом, также позволяет исключить субъективный фактор. "Мы должны подготовить дифференцированную систему нормативов качества воды, воздуха и почв для каждой территории - именно дифференцированную, в зависимости от текущих условий в конкретном регионе Российской Федерации", - подчеркнул Дмитрий Медведев.
Об этом говорить как-то не принято, но специалисты хорошо знают, что ныне существующие критерии оценки степени загрязненности несколько оторваны от реальности и не всегда учитывают региональные особенности.
Так, на одном из круглых столов, посвященных экологической проблематике, кандидат технических наук Татьяна Личутина, заведующая лабораторией химии лигнина Института экологических проблем Севера УРо РАН, приводила в качестве примера реку Мезень и озера Лаче и Лекшма в Каргопольском районе. В них не сливаются ни бытовые, ни промышленные стоки. Однако, если опираться на ныне действующие нормы, как это делают надзорные органы, то эти водоемы надо относить к сильнозагрязненным, хотя независимые эксперты уверены, что в данном случае речь надо вести о природном фоне: мутность воды вполне может объясняться, например, илистым характером дна. Есть и специфические природные особенности нашего региона - та же "цветная вода", наличие солей металлов объясняется высоким уровнем заболоченности территории, а не воздействием природопользователей.
А объясняются эти нестыковки очень просто. Ныне действующие правила опираются на работы, проведенные еще в советские времена одним из украинских институтов. Но действуют-то они на территории всей Российской Федерации!
- Не могу не сказать о необходимости пересмотреть (здесь нужно просто думать о том, как это сделать правильно) систему экологиче-ской ответственности, - заявил президент, - где-то она может быть жестче, где-то, напротив, если мы считаем, что нормативы ответственности, нормы ответственности оторваны от жизни, мы можем их подкорректировать".
И, в-третьих, но не в последних. Дмитрий Медведев особо подчеркнул необходимость стимулирования развития природосберегающих технологий. Более того, президент не исключил возможности введения декларационного принципа соблюдения экологических требований - по крайней мере, для малого бизнеса. Вместо того чтобы "проходить через все эти избыточные и трудновыполнимые проверки, которые, кстати, как правило, ещё и сопровождаются очень значительными поборами, для малого бизнеса просто невыполнимыми".
ЗАКОННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
Примечательно, что все эти приоритеты будут закреплены законодательно. Как ожидается, уже к октябрю в Госдуму будет внесен соответствующий законопроект. А намеченные на совещании меры будут сформулированы в указы президента.
- Это меры нормативного характера, технических регламентов с внедрением энергосберегающих технологий, меры, стимулирующие бизнес на энергосберегающие технологии и вопросы экологического образования, - пояснил министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев.
Вместе с тем всё это не означает, что штрафные санкции будут отменены вообще. Нет, избежать ужесточения штрафных санкций за загрязнение окружающей среды не удастся. Скорее всего, они будут увеличены. Но, как отмечает Трутнев, опять же принципиально изменится подход: усиление санкций - это не сугубо фискальная мера. Таким способом государство хочет стимулировать предприятия к технической модернизации.
Кстати говоря, эти предложения с одобрением встретили и сами природопользователи.
- Думаю, что предприятия целлюлозно-бумажной промышленности готовы работать в системе нормирования, - говорит Татьяна Дробешкина, начальник службы охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности Соломбальского ЦБК, - более того, на нашем комбинате, на АЦБК, в Сыктывкаре определенная подготовительная работа уже проведена. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев предложил именно то, о чем мы просили. Ведь нынешняя ситуация, когда экологические платежи, по сути, обезличены, действительно не стимулирует природопользователей к выполнению природоохранных мероприятий.
Идеи, высказанные Дмитрием Медведевым действительно способны в корне изменить экологическую ситуацию в России. Другой вопрос, что у нас в стране частенько бывает, что по пути от идеи до закона суть выхолащивается.
Очень хочется надеяться, что в данном случае этого не произойдет, что сам закон будет изложен так, что его можно будет трактовать однозначно. И исполнять, а не обходить.
Андрей МУРАШОВ,фонд Перспектива,www.arhperspectiva.ru