Власть уничтожила памятник технической мысли наших предков

0 0

 Власть уничтожила памятник технической мысли наших предковКомплекс морских причалов, ранее принадлежавших Архангельскому морскому торговому порту, расположен на правом берегу Северной Двины и находится в промежутке между Банковским переулком и Воскресенской улицей.

Начало строительства проч-ных каменных причалов в порту Архангельск положило совещание, состоявшееся 2 ноября 1902 года под председательством губернатора, контр-адмирала Николая Александровича Римского-Корсакова. На совещании единодушно было решено приступить к немедленному строительству "пристани дальнего плавания" и причалов для судов каботажного плавания. Этот причал решено было построить в виде так называемого "глаголь-гака", который повторяет очертания буквы "Г", чтобы защитить стоящие в ковше суда от напора льда. Между причалами наметили оборудовать стоянку для мелких речных судов.

1 июля 1904 года в порту Архангельск учреждено Управление торгового порта. Начальником Управления Архангельского торгового порта назначен граф Константин Георгиевич Толстой, который служил до этого назначения старшим помощником начальника Рижского торгового порта. Прибыв на новое место службы, Константин Георгиевич ознакомился с состоянием причальной линии Архангельского порта и пришёл к заключению, что вместо временных пристаней необходимо строить постоянные каменные причалы.

Комплекс городских причалов построен в период 1906-1908 годов и сдан в эксплуатацию в сентябре 1908 года. Этот комплекс состоял из Банковской, Соборной, Таможенной и Воскресенской пристаней. Впоследствии они получили новые наименования, так Соборная пристань стала называться Октябрьской, а Таможенная - Красной.

Комплекс городских причалов имеет свайно-ряжевое основание, облицованное гранитом, имеет спуски к воде, часть из них заложена. Только Воскресенская пристань имеет свайное основание без облицовки. Она частично перестроена в 1929 году и приспособлена для швартовки катеров управления Северного государственного морского пароходства.

Водное пространство между Банковской и Соборной причалами именовалось и именуется сейчас - Банковский ковш. Водное пространство между Соборной и Таможенной пристанями называлось Соборный ковш, а сейчас - Октябрьский ковш. Водное пространство между таможенной и Воскресенской пристанями именовалось и именуется сейчас - Воскресенский ковш.

На Таможенной пристани было установлено два подъёмных крана, которые перерабатывали грузы, отправляемые за границу и прибывавшие оттуда.

В 1927 году Банковскую и Октябрьскую пристани соединили железобетонным причалом, в 1928 году - Октябрьскую и Красную пристани, а в 1930 году - Красную и Воскресенскую пристани.

Железобетонные причалы были выполнены в виде железобетонного уголка, который уложили на основания старых причалов, и, таким образом, высота всех городских причалов стала одинаковой.

В 1926 году на береговом откосе между Банковской и Октябрьской пристанями возвели железобетонный склад, первый в Архангельском порту. Затем это здание надстроили и там разместили морской вокзал. В конце 70- х- годов XX века морской вокзал снесли, а в помещение склада разместился Музей Северного мореплавания, ныне Государственный Северный морской музей.

В конце 70-х годов XX века погрузочно-разгрузочный район - правый берег Архангельского морского торгового порта был ликвидирован. Комплекс городских причалов стал открытым и доступным для горожан.

В 1983 году на Октябрьской пристани установили парусно-моторную шхуну "Запад", в которой предполагалось развернуть экспозицию Музея Северного мореплавания. Шхуна "Запад" стала символом города-порта Архангельска.

Постановлением администрации Архангельской области от 13 августа 1998 года № 207 "О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области" комплекс причалов Архангельского морского торгового порта "Правый берег" был принят на государственную охрану.

В последующие годы, в связи с отказом Архангельского морского торгового порта от этого причального комплекса, он был передан в федеральную собственность.

Из-за аварийного состояния причалов, которые не ремонтировались в течение 30 лет, было решено в 2006 году осуществить реставрацию и реконструкцию этого морского причального комплекса.

Архитектором И. Г. Скрипкиным был разработан проект реставрации и реконструкции этого комплекса.

Но... получилось совершенно по-другому. Администрация Архангельской области решила превратить рекон-струкцию и реставрацию в ... возведение противопаводкового сооружения.

Каким образом это противопаводковое сооружение убережет город от паводка, если сами городские постройки находятся выше комплекса причалов на 6-7 метров?

Так был уничтожен причал, возведенный в 1906-1908 годах, который в 1930 году был дополнен возведением железобетонного причала.

При проведении этих "реставрационных работ" был уничтожен памятник технической мысли наших предков, поскольку никаких фиксационных, чертежных и фотографических работ не производилось.

Были нарушены статьи 6, 11 (пункт 2), статья 33 (пункт 2), статья 36 (пункт 1), статьи 37 и 45 Федерального закона от 26 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

На основании главы XIII "Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона" (пункты 1, 2) следует привлечь должностных лиц, физических и юридических лиц к уголовной, административной и иной юридической ответственности за уничтожение части объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), который официально является памятником истории и культуры Архангельской области.

Виктор БРЫЗГАЛОВ, историк


Похожие новости

Последние новости