— Интерес зарубежных гостей к Белому морю с каждым годом растет, — отметила директор одной из туркомпаний Архангельска Татьяна Мотовичева. — Им интересно посмотреть Соловки, Архангельск, посетить Новую Землю и Землю Франца-Иосифа. Но каждый раз, когда в Архангельск идет лайнер с туристами, у нас нет уверенности, разрешат или нет ему причалить к морскому-речному вокзалу.
По мнению участников совещания, сегодня развитию круизного туризма в регионе препятствует целый ряд проблем.
Во-первых, крупногабаритные океанские лайнеры с осадкой более 7,5 метров не могут швартоваться у морского-речного вокзала — не позволяет ширина рукавов Северной Двины, глубина дна, отсутствие оборудованных причалов и контрольно-пропускных пунктов. Иностранные суда с осадкой до 9,5 метров швартуются в районе Архангельского морского торгового порта " Экономия«, что небезопасно и неудобно.
Есть идея переоборудовать один из причалов Красной пристани под швартовку круизных лайнеров. Здесь предлагается установить небольшой мобильный павильон для приема пассажиров и работы таможенников и пограничников.
Во-вторых, причалы морского-речного вокзала не полностью соответствуют требованиям безопасности. Кроме того, они должны быть оборудованы полноценным заграждением, системой контроля доступа на причал, паспортного и таможенного контроля. Полноценный пункт пропуска и причал для круизных лайнеров нужно организовать и в районе порта «Экономия».
Остро стоит проблема приема иностранных пассажирских судов и на Соловецких островах. Сегодня иностранные гости высаживаются у Тамариного причала, удаленность которого от культурных объектов архипелага сокращает время туристов на острове, ухудшает общее впечатление от посещения архипелага. К Монастырской пристани, находящейся в непосредственной близости к наиболее интересным для туристов объектам, суда подходить не могут.
Еще несколько болевых точек — высокие ставки портовых сборов в Архангельском порту, которые почти в три раза выше ставок в порту Мурманска, отсутствие собственного флота пассажирских судов для организации туристических прогулок в акватории Белого моря.
На сегодня агентством по туризму и международному сотрудничеству рассматривается возможность привлечения пассажирского судна для работы на туристическом маршруте из Архангельска на Соловки. Параллельно ведутся переговоры с норвежской судоходной компанией по совместным туристическим проектам в акватории Белого моря.
— Если мы не будем решать эти проблемы, то туристы потеряют интерес к нашему региону, — подчеркнул руководитель агентства по транспорту Дмитрий Деарт. — Федеральный бюджет поможет профинансировать обустройство причала на Соловках, в районе «Экономия» и обустройство контрольно-пропускного пункта на морском-речном вокзале Архангельска. Но предусмотреть софинансирование должна и область.
По словам руководителя агентства по туризму и международному сотрудничеству Светланы Зеновской, принятые меры откроют широкие возможности для развития в Поморье международного круизного туризма и позволят закрепить за Архангельском статус российской столицы круизного туризма в Арктике.