Вчера в Архангельске закончилась рабочая встреча участников проекта Евросоюза "Северный морской коридор" (СМК). Заграница хотела обсудить с нами практические вопросы создания эффективной транспортной инфраструктуры на Северо-Западе России и Европы, потому что всё дело за нами. У них всё давно готово для сотрудничества с нами в этом выгодном предприятии. И они свою инфраструктуру развивают не просто ежедневно, но и ежечасно. Ведь запуск СМК сулит золотые горы.
Глубоководный порт и "Белкомур" могут сделать Архангельск доходным местом
Только видят эти горы одни норвежцы, а из больших домов Архангельска и Москвы блеска морского золота никак не углядят. Норвежцы раскладывают нам выгоду по полочкам, доказывая, что Европа мечтает о нашем коридоре, потому что порты Балтики не справляются с грузооборотами. Там давно пробки из торговых судов. И наши три объединенных порта Киркенес-Мурманск-Архангельск могли бы стать новым окном для Европы, в которое вместе с грузами потекли бы и деньги. Мурманск близок к Штокману, а Архангельск к Москве через железную дорогу. Всем выгодно. Но дело упирается в создание глубоководного порта.
На него нужны деньги. Но и отдача реальная. Заместитель директора департамента транспорта и связи администрации Архангельской области Владимир Кочуров перспективы очертил. Очень впечатляюще. В прошлом году три субъекта РФ: Республика Коми, Пермский край и Архангельская область - подписали меморандум развития. В его рамках - строительство "Белкомура" и глубоководного района морского порта. При всем этом расстояние от порта до всех промышленных объектов этих регионов сократится на 450-500 км. А это значит, доставка грузов подешевеет и ускорится.
Кроме того, соляные месторождения Пермского края, Архангельский и Сыктывкарский ЛПК и целлюлозно-бумажная промышленность окажутся у железнодорожных путей, ведущих прямо к глубоководному порту. Это прямой выход на внешние рынки. Всё это должно резко простимулировать экономическое развитие наших регионов.
И сам порт станет конкурентоспособным. Сейчас РЖД дает большие скидки на перевозку угля из Архангельска. Но наш порт не может принять то количество угля, которое хотят переваливать через наш порт. Во-первых, порт у нас замерзающий. Во-вторых, расположен он в дельте, которую постоянно замывает песками, а дноуглубительные работы очень дороги. Четыре миллиона тонн песка приносит река сюда ежегодно. В-третьих, морской порт может принимать суда грузоподъемностью только до 20-25 тысяч тонн, с осадкой 9,2 метра. А этого недостаточно. В-четвертых, портовые сборы из-за обязательной ледокольной проводки в зимнее время самые высокие.
В результате Архангельский порт загружен всего на 40 процентов, несмотря на то что другие порты России забиты под завязку. И железные дороги, близкие к портам, тоже повсеместно забиты. А Архангельский участок имеет свободные мощности.
Новый порт, концепция которого была предложена Ленморниипроектом, предполагается устроить в Сухом море. Это в 50 км от порта Экономия. Такое расположение решит практически все проблемы. Вынесенный из дельты порт песками будет заносить значительно меньше. Лед будет покрывать его на полтора месяца позже, чем в дельте. Там смогут принимать суда с грузоподъемностью до 70 тысяч тонн.
На картах минтранспорта нашего Севера нет
Кроме всего перечисленного, имеется возможность стать портовой особой экономической зоной. На 49 лет. Беспошлинность, НДС и акцизы не уплачиваются. И эта свободная экономическая зона будет занята не только перевалкой грузов. Тут и ремонт, и складирование, и упаковка, и биржевая торговля, и оптовая, и переработка водных биологиче-ских ресурсов. Словом, дело доходное.
Перспективы отличные. Но нарисованная цветная картинка вмиг становится черным квадратом, когда на трибуну выходит помощник министра транспорта РФ доктор экономических наук Юлия Зворыкина. В ее докладе, уносящем нас на 20 лет вперед, нет Архангельской области. На ее месте пустота, она не значится ни в каких транспортных схемах. Вообще, этот доклад можно читать во многих аудиториях много лет подряд. Он красив и ни к чему не обязывает. И похож на протокол о намерениях. Можно прожектировать, не двигаясь при этом никуда. Его суть - всё будет хорошо... но не для всех.
Но главная печаль, что ни у одного местного чиновника не возникло к доктору наук ни одного вопроса. Только норвежцы очень удивились, что в развитии Северного морского пути Москва никак не видит Архангельска и Мурманска. Они и спросили помощника министра, как же так вышло? Юлия Зворыкина в свою очередь удивилась вопросу, пожала плечами и не смогла дать достойного ответа. А директору порта Нарьян-Мар на его предложение убрать портовые сборы, чтобы увеличить привлекательность портов, и дать денег на дноуглубительные работы помощник министра ответила, что эти предложения уже неоднократно звучали и могут обсуждаться и дальше.
Другая печаль в том, что и нашим чиновникам, наверное, не очень хочется, чтобы Архангельск развивался и интегрировался в транспорт-ную сеть Евросоюза. Потому что они до сих пор не отправили заявку на создание портовой особой экономиче-ской зоны. Ради нас сроки уже отодвигали на месяц. Но мы снова не успели. Осталось меньше месяца до времени "Ч", и мы вчера снова просили об отсрочке. Имея все ресурсы и возможности, мы всякий раз умудряемся пролетать мимо денег. Так уже было пару лет назад со свободной туристической рекреационной зоной. Не смогли представить богатейший туристическим ресурсом край достойно. Потеряли выгоду. И вот снова на те же грабли тихонечко наступаем, надеясь, что в этот раз пронесет.
Но заграница все еще на что-то надеется. И собирается коридор открыть. Готовится к пробному контейнерному рейсу по маршруту: Амстердам - Абердин - Тромсё (Киркенес) - Мурманск - Архангельск. Его ждет вся Европа. А мы?!
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА