Россия потеряла рабочий класс. Под угрозой Северный путь и шельф

0 0

 Россия потеряла рабочий класс. Под угрозой Северный путь и шельфПоговорить было о чем. Ведь до сих пор у нашей страны нет стратегии морской деятельности. Например, возьмем ситуацию с флагом, установленным Чилингаровым на дне Ледовитого океана. С одной стороны, как сказал ответственный секретарь Морской коллегии Александр Балыбердин, эта акция с точки зрения политической не совсем лояльна, но в деле разграничения шельфа - шаг очень правильный. Ведь давно уже раздаются из заграничья голоса о том, что России слишком повезло. И если она не начнет добычу на шельфе, и не будет использовать Северный Морской путь, то все эти блага надо отобрать и использовать, как общечеловеческий ресурс.

У нас есть нефть и газ, есть Северный морской путь - это база для того, чтобы перестать быть бедными. А мы сидим на всем, как собака на сене. Конечно заграница в неистовстве. Ведь через Северный путь значительно быстрее можно добраться из Европы в Азию и обратно, чем через существующий южный путь. Этот путь выгоден многим. А мы его не развиваем. Не готова Россия к этому сейчас, так надо объединять все заинтересованные силы и средства, чтобы возобновить и наладить этот торговый путь. Надо суда специальные строить, использовать атомный ледокольный флот.

Арктическое направление одно из важнейших. Но, начиная налаживать этот путь, надо подводить к нему железнодорожные сети. И не как обычно, куда попало, а туда, куда нужно, куда удобно. К портам и перевалочным базам. Об этом говорил представитель РЖД. Они уже могут начинать тянуть ветки. Да надо знать точно - куда. А иначе они не согласны. Это же зря деньги переводить. Сейчас мы не готовы даже к большим стройкам. Чтобы порты современные создать, одного бетона горы нужны. А сколько нужно всего доставить на разработки полезных ископаемых. Россия к этому грузовому валу не готова. Не на чем возить и дорог нет. Никаких практически.

На этой неделе в Архангельске под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ прошла Арктическая региональная научно-практическая конференция. Обсуждалась экономическая деятельность России на Арктическом региональном направлении и проблемы развития морской деятельности. На конференцию съехались специалисты из Владивостока, Мурманска, Санкт-Петербурга, Москвы.

Поговорить было о чем. Ведь до сих пор у нашей страны нет стратегии морской деятельности. Например, возьмем ситуацию с флагом, установленным Чилингаровым на дне Ледовитого океана. С одной стороны, как сказал ответственный секретарь Морской коллегии Александр Балыбердин, эта акция с точки зрения политической не совсем лояльна, но в деле разграничения шельфа - шаг очень правильный. Ведь давно уже раздаются из заграничья голоса о том, что России слишком повезло. И если она не начнет добычу на шельфе и не будет использовать Северный морской путь, то все эти блага надо отобрать и использовать как общечеловеческий ресурс.

У нас есть нефть и газ, есть Северный морской путь - это база для того, чтобы перестать быть бедными. А мы сидим на всём, как собака на сене. Конечно, заграница в неистовстве. Ведь через Северный путь значительно быстрее можно добраться из Европы в Азию и обратно, чем через существующий южный путь. Этот путь выгоден многим. А мы его не развиваем. Не готова Россия к этому сейчас, так надо объединять все заинтересованные силы и средства, чтобы возобновить и наладить этот торговый путь. Надо суда специальные строить, использовать атомный ледокольный флот.

Арктическое направление - одно из важнейших. Но, начиная налаживать этот путь, надо подводить к нему железнодорожные сети. И не как обычно, куда попало, а туда, куда нужно, куда удобно. К портам и перевалочным базам. Об этом говорил представитель РЖД. Они уже могут начинать тянуть ветки. Да надо знать точно - куда. А иначе они не согласны, это же зря деньги переводить. Сейчас мы не готовы даже к большим стройкам. Чтобы порты современные создать, одного бетона горы нужны. А сколько нужно всего доставить на разработки полезных ископаемых. Россия к этому грузовому валу не готова. Не на чем возить, и дорог нет. Никаких практически.

Кроме того, речь зашла о кадрах. Оказалось, что в морской отрасли страны - кадровая дыра. Россия потеряла рабочий класс. Именно так и заявляли с трибуны практически все выступающие. Не готовим почти судостроителей и судоремонтников. До смешного доходит: на северодвинских предприятиях работают бригады из Украины. Варят корпуса наших атомоходов. А высшие учебные заведения заведомо готовят персонал для зарубежных флотов. Потому что наш флот очень мало специалистам платит.

Затронули на конференции и рыболовную тему. По нынешнему закону рыболовные квоты даются тем, кто имел их пять предыдущих лет, потому квоту теперь всегда получают одни и те же. В результате они становятся квотовыми рантье. Им уже совсем необязательно ловить и суда строить. Они продают их в три дорога и живут на проценты. А те, кто покупает и ловит, не могут найти денег на строительство новых судов. И улов не дает им возможности получить хотя бы какой-то прибыли, потому как одна только квота влетает в копеечку. На Дальнем Востоке наша квота давно и почти на 100 процентов уходит китайцам. Так скоро мы своей рыбы не увидим вообще.

Кроме того, собравшихся интересовала экология. Арктика очень хрупка и нежна. Можно уничтожить ее в один миг незначительным загрязнением. Если пролить нефть в средней полосе, то через год-два всё очистится, а в Арктике загрязнение никуда не исчезнет. Кроме того, надо иметь мощную техническую оснастку. Надо быть готовыми к тому, что Кольский залив станет замерзающим, и к тому, что в Заполярье грузовики при снеге за одну ночь в айсберги превращаются и их бензопилами выпиливать приходится.

Иностранцев волнует нестабильность. Они бы могли вкладывать свои средства в развитие важных им строек и предприятий. Но отдача от вложенных средств будет через годы. А у нас неизвестно, какой строй через три года объявится. О разработчиках наших полезных ископаемых тоже много нового на конференции поведали. Оказывается, многие добывают лишь то, что полегче, а то, что тяжело, бросают и отдают государству. И, как выразились специалисты, такие месторождения сначала лечить надо.

Ну а вообще, нефтегазовой мощи у России хоть отбавляй. И еще много не разведано. Мы могли бы лет двести жить безбедно на одном этом. Но мы приращиваем за пять лет то, что в других странах за один год. Как выразился один докладчик, леса много, а дров нет. Мы, как в сказке, лежим на печи и ждем щуку, чтобы все по ее велению само сделалось. Но наяву так не бывает.

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА


Похожие новости

Последние новости