А с онежским батюшкой, протоиереем Александром Коптевым, мы нем-ного знакомы. У него самого сертификат инструктора рукопашного боя и "красный пояс" (таких священников в РПЦ по пальцам одной руки пересчитать можно), а при воскресной школе работает секция боевых искусств. Когда мы встречались в сентябре, перед началом приема в секцию, отец Александр невесело так улыбался: опять, говорил, одни девчонки придут. А военком за голову хватается: призывать в армию некого. Мальчишки - хлюпики, автомат поднять сил не хватает...
Так совпало, что днем раньше я сидела на коллегии департамента образования и науки. Шли обычные размеренные отчеты, как вдруг что-то вспыхнуло - и разгорелся спор. Заспорили о том, как оценивать эффективность мероприятий, проводимых в рамках государственной целевой программы "Воспитание патриотизма у граждан РФ". То есть, проводим-проводим разные слеты, военные смотры, конкурсы, а какая от них отдача - непонятно. Как измерить количество и качество любви к Родине, привитое нашими мероприятиями, - федеральный центр не подсказал. Ну, то есть никто не дал инструкцию и отмашку действовать.
Рассказала отцу Александру. Он кивнул на бойцов:
- Какие могут быть критерии? Покажите мне свои дела - и я скажу, кто вы, так ведь? Вот приехал отец Александр Азаренков из Оренбурга. Он вице-президент Всероссийского сою-за боевых искусств. Сейчас у него занимается около 50 человек. Он строит первый в России храмовый спортивный комплекс для детей-сирот, по типу семейного детского дома. Будет готовить профессиональных спортсменов, потенциальных курсантов военных училищ - и обязательно в духовном плане их воспитывать.
Люди, которые здесь собрались, занимаются конкретными делами: воспитывают патриотизм, воспитывают молодежь, закаляют тело и дух, сотрудничают с церковью, патриотическими клубами, с афганцами бывшими, с теми, кто в Чечне воевал. Они и детей своих правильно воспитают, те - своих, и так далее. Это, знаете, как маленькие капельки... Одна, вторая, третья, четвертая - уже ведро. Одно ведро, второе, дальше - уже озеро. Озеро, еще озеро - уже целый океан.
Да, говорю, а чиновники нам с вами скажут: у нас свобода вероисповедания и вообще светское государство. Отец Александр улыбнулся снова:
- А одно другому не мешает. Вы же сейчас сами видели: мы служили молебен, и кто хотел молиться - те молились... Кто-то сидел и не молился. Это нормально. Православие - это же полная свобода. Каждый делает свой выбор. Не хочешь креститься - не крестись, главное, пойми, что за тобой страна...
Кстати, знаете, почему мы предпочтение отдаем рукопашному бою? Это вершина боевых искусств, это универсальный бой, где, в отличие от каратэ или бокса, все разрешено. Как на войне - понимаете? На войне же не будешь говорить: я занимался только боксом, поэтому пинать меня ногами - не по правилам.
Многим силам очень удобно сегодня толковать Нагорную проповедь Христа, где он говорит: "кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую", буквально. Но святые отцы говорили: "Своего врага возлюби, врага церковного вразумляй, а врага Отечества уничтожай". Надо русского мальчика, русского солдата в христианском духе воспитывать - вот и все. Тогда нам никто не страшен. И тогда мы Россию возродим. Если будем все вместе, конечно...
Мне очень хотелось с ним поспорить. Но вместо этого вспомнила вдруг, как будучи студенткой какого-то младшего курса приехала домой, в родной Мирный, в канун Великого Поста. Надеялась погулять на городс-кой Масленице. "Охладила" мама: "А у нас Масленица не в эти выходные, а только через две недели". Да почему же? Мама моего ужаса и не поняла поначалу: "А что такого? Приказа по космодрому еще не было".
Честное слово, некоторые вещи лучше делать, не дожидаясь отмашки...
Светлана МИНКОВСКАЯ.