Ровно две недели понадобилось Архангельскому областному суду, чтобы рассмотреть уголовное дело с участием 27-летнего жителя Вилегодского района Архангельской области Сергея Тропникова, обвинявшегося в нанесении побоев супруге и пасынку и в убийстве собственного трехмесячного сына, и вынести... оправдательный приговор. Присяжные, почти единогласно оправдавшие Тропникова, даже не приняли во внимание заключение судмедэкспертизы, где черным по белому значилось: ребенок задушен с применением внешней силы. (Подробнее в материалах "Родители трехмесячного Ярослава сильно ревновали друг друга. В итоге его кроватка перевернулась" и "Задушен не значит убит", "Северный комсомолец" от 13 и 27 июля 2007 года.) В Архангельском областном суде это решение присяжных называют не иначе как "странным". Странным его считает и сторона гособвинения в лице прокуратуры Архангельской области. Тем временем слово присяжных стало последним в этом деле: по закону решение коллегии присяжных заседателей не подлежит обжалованию.
Как сообщил нашей газете начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами советник юстиции Дмитрий Смирнов, прокуратура может попытаться обжаловать приговор областного суда, но на успех практически нет шансов:
- Здесь должны быть основания, что были грубые нарушения каких-то процессуальных прав участниками процесса, например, при предоставлении доказательств, что помешало присяжным вынести объективный, по нашему мнению, вердикт. Но таких оснований мы не усмотрели.
Почему присяжные решили оправдать подсудимого? На этот вопрос в прокуратуре отвечают просто: субъективизм присяжных.
- Суд присяжных - это же сплошной субъективизм: кто как сел, кто как повернулся, кто как посмотрел, кто как одет. Может, потерпевшая показалась им неубедительной, что очень вероятно (Алла Тропникова действительно на суде больше вела себя, как женщина, обиженная постоянными изменами мужа, нежели мать, которая лишилась ребенка - ред.) Присяжные, в общем-то, не были лишены возможности объективно рассмотреть дело. Мы вообще с ними не общаемся. А почему они вынесли такое решение...
У нас есть предположения, что так случилось потому, что в коллегии было мало женщин. В основном - мужчины. Три года мы рассматриваем дела с участием присяжных, и это первый, так сказать, неудачный случай у нас в области. А вообще доля субъективизма в решениях присяжных велика. По нашему региону это еще может быть и не так заметно, но громкие дела в Москве, в Северокавказском регионе, дела по военным событиям в Чечне - решения присяжных бывают очень субъективными.
Теперь, говорит Смирнов, вероятно, появится очень много желающих "судиться" с участием присяжных. Этот случай, бесспорно, подскажет многим, как добиться от суда оправдательного приговора.
Марина ТРЕТЯЧЕНКО.
УТОЧНЕНИЕ
В прошлом номере "Северного комсомольца" в материале "Задушен - не значит убит" нами была допущена ошибка. Адвокат Оксана Грушецкая не имеет отношения к судебному процессу по делу Сергея Тропникова. Адвокатом Сергея Тропникова выступает Лариса Мик. Комментарий СМИ, использованный нами в качестве подписи к снимку, принадлежит Оксане Грушецкой. На снимке изображена адвокат Сергея Тропникова Лариса Мик. Приносим свои извинения.