В рамках прошедших недавно 35-х Ломоносовских чтений историк Л. Г. Бойко выступил с докладом о Герое Советского Союза Викторе Харлампиевиче Буйницком - единственном в истории нашего Отечества (а возможно, и в мире) студенте, удостоенном высших государственных наград Родины за научный подвиг! Мы публикуем сегодня расшифровку Л. Г. Бойко дневниковых записей В. Х. Буйницкого о двух встречах Нового года на плененных дрейфующими льдами "Садко" и "Седове" в 1937 и 1938 годах.
Отмененная вскоре после Октябрьской революции рождественская елка со "звездой Рождества" на верхушке была восстановлена в середине 1930-х, но уже как атрибут праздничной встречи Нового года, и со звездой, символизирующей советскую власть. Традиция быть с елкой в Новый год крепко жила в народе, и ее возрождению были рады все от мала до велика. Но как быть, если на две тысячи километров вокруг нет ни одного хвойного деревца, ни рынка?
Как эту задачу решили в 1937 году на "Садко", уносимом льдами вместе с "Малыгиным" и "Г. Седовым" из моря Лаптевых в Центральный арктический бассейн, рассказал тогда еще студент Виктор Буйницкий.
11 апреля 1949 г. уже доктор географических наук В. Х. Буйницкий подарил четыре тетради своих дневников периода Великого дрейфа рукописному отделу Государственной публичной библиотеки им. Н. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Записей под датами 31 декабря 1937 г. и 1 января 1938 г. в рукописи нет. Но есть такая:
2 января. 1938. Вчера наступил Новый год. Встретили Новый год на "Седове" неплохо. Слушали речь Шмидта по радио. Говорил О.Ю. очень хорошо. 1-го января в 5 ч. 30 м. всех разбудили на аврал, вытаскивать из наступающей гряды катера. В 7 ч. аврал кончился, легли спать.
В дополненной другими записями версии этого дневника, опубликованной в 1945 году книгой под названием "812 дней в дрейфующих льдах", Буйницкий под датой 31 декабря 1937 внес дополнение: "На кораблях идет деятельная подготовка к встрече Нового года. На "Садко" соорудили даже елку. Ствол елки вытесали из доски, вместо ветвей прутья от веника, на которых развешены различные морские животные. Свечи заменяют маленькие электролампочки от астрономического универсала, завернутые в цветную бумагу".
Изучая в Санкт-Петербурге материалы коллекции В. Х. Буйницкого, среди сотен фотографий, относящихся к Дрейфу, я обнаружил фото с елкой в каюткомпании какого-то судна. Но какого судна и когда она украшала праздник? Фотография не была подписана.
Можно "посчитать" ее елкой с "Садко" при встрече 1938 года. А можно и с "Седова". Ведь известно, что когда "Седов" дрейфовал затем 502 дня один с пятнадцатью смельчаками, Новый, 1939-й, год они тоже встречали с самодельной елкой.
Вот что об этом поведал опубликованный в 1945 году дневник Буйницкого.
"29 декабря. 1938. Ясно. Температура от -34.5 до -38.6. ...Готовимся к встрече Нового года. Алферов "строит" елку. Соболевский с Ефремовым тайком от всех готовят новогодние подарки. Мегер, снова восстановленный в своей должности, усиленно работает над проблемой "Применение итальянской кухни в новогоднюю ночь без последующей за этим... репрессии". (Капитан снял 16 ноября 1938 года П. В. Мегера с должности кока и понизил до матроса 2 класса за то, что о камень, попавшийся в приготовленном Мегером пирожном "наполеон", сломал зуб старпом "Седова" А. Г. Ефремов. Отсюда и шутки вокруг не "французской" и "итальянской" кухни - Л. Б.)
31 декабря. ...Температура от -14.2 до -26.3. Ходил с Гаманковым измерять толщину льда...
Когда вернулись на корабль, в каюткомпании уже стояла елка. Голую вершину ее венчает звезда, на прутьях от метлы, изображающих ветви, висят крохотные электролампочки, обернутые в цветную бумагу, несколько сделанных из ваты игрушек и много разных кондитерских изделий. Паша Мегер хлопочет на камбузе, Андрей Георгиевич с Буториным открывают консервные банки, откупоривают бутылки с вином, раскладывают все это на стол. Содержимое каждой бутылки при этом ими тщательно "опробывается".
Записи под датой 1 января 1939 г. в печатном дневнике нет, а в рукописной она содержит 37 строк. Приведу из них только две, которые относятся к "нашей" фотографии: "Устроили елку, подобную той, какая была в прошлом году на "Садко".
Так какая же елка на фотографии? Та, с которой на "Садко" встречали Новый, 1938-й? Или та, с которой на "Седове" 15 будущих Героев Советского Союза, удостоенных звания за величайший в истории ХХ века дрейф в полярной области, встречали 1939-й? Или она вообще из другой арктической экспедиции В. Х. Буйницкого, которых было у него больше десяти?
Ответа на эти вопросы ждем от родственников 217-ти ледовых пленников, зимовавших на "Малыгине", "Садко", "Г. Седове" с 1937 на 1938 год, и пятнадцати Героевседовцев. Ведь портом приписки трех этих судов был Архангельск. А его команды тоже были набраны здесь. В коллекциях детей и внуков тех зимовщиков есть, возможно, и фотографии елок, с которыми они встречали Новый, 1938-й, и Новый, 1939-й, годы. А если эти фотографии еще и подписаны, то в безбрежном числе тайн и загадок, оставленных нам мужественными покорителями Арктики, станет на две-три меньше.
Леонид БОЙКО, действительный член Русского географического общества.