Арктический ас Бабушкин погиб под Архангельском

0 0

 Арктический ас Бабушкин погиб под АрхангельскомЛишь в 1999 году из книги Героя Советского Союза Марка Ивановича Шевелева "Арктика - судьба моя" стали известны детали той трагедии:

"В Архангельске не было аэродрома, который мог бы принять большие самолеты, поэтому садились на остров Ягодник. Отсюда взлетали разные самолеты, но не ТБ-3. Самолет отклонили от направления полета еще на земле. В таких случаях полагается развернуться и снова вырулить на взлет. Но летчики решили, что взлетят. Командиром самолета был военный летчик Глущенко, рядом с ним сидел знаменитый тогда парашютист Мошковский.

А там, на грунте, была какая-то канава. При правильном взлете она оставалась в стороне. Канаву они увидели поздно и попытались рвануть штурвал на себя, чтобы раньше взлететь. Машина немного оторвалась, но тут же просела и колесами врубилась в канаву. От удара лопнули узлы, пробило бак, бензин вспыхнул, машина загорелась и упала в протоку Северной Двины. Горящий бензин растекся по реке, люди, выныривая, оказывались в огне.

Бабушкин утонул сразу - у него от удара сломалось ребро и врезалось в легкие. Погибли также механик Гурский и врач Россельс, причем Россельс невольно утопил Гурского, который бросился его спасать..."

Весть о гибели Бабушкина скорбью отозвалась в серд-цах многих даже лично не знавших его людей. А народного признания Михаил Сергеевич Бабушкин добился своими героическими полетами. Начиная с 1926 года и по самый день гибели он ежегодно помногу летал в Арк-тике, каждый раз раздвигая горизонты возможного.

25 мая 1928 года в Арктике погиб дирижабль "Италия" конструктора и воздухоплавателя Умберто Нобиле. Всех оставшихся в живых членов экипажа, кроме Нобиле, которого вывез с льдины шведский летчик Лундборг, спасла 12 июля советская экспедиция под руковод-ством Р. Л. Самойловича на ледоколе "Красин". Но на поиски нобилевцев раньше "Красина" направили ледокольный пароход "Малыгин". Для связи экипажа с итальянцами использовался небольшой одномоторный самолет "Ю- 13", который пилотировался летчиком Бабушкиным.

Вот что говорит о нем руководитель экспедиции В. Ю. Визе:

- Хотя Бабушкин, главным образом вследствие небольшого радиуса действия самолета, и не достиг главной цели - палатки итальянцев, тем не менее его полеты в техническом отношении являются одними из самых выдающихся, предпринятых в Арктике. Стартование с дрейфующей льдины и возвращение к ней до Бабушкина еще не практиковалось, так как это считалось слишком рискованным, а некоторыми - даже невозможным. Один из лучших знатоков арктических льдов, норвежский профессор Харальд Свердруп, прямо заявлял, что "летом о посадке самолета на лед не может быть и речи". Бабушкин, как сказано, совершил на одной и той же машине пятнадцать таких посадок.

В 1933/34 годах Михаил Бабушкин, будучи летчиком крохотного самолета "Ш-2", участ-вует в знаменитом походе на пароходе "Челюскин". 24 августа 1933 года с "Челюскина" увидели не обозначенный на карте остров. Облет его Бабушкиным убедил, что это остров Уединения, который был нанесен на карты на 50 миль восточнее своего истинного положения. На самолете "Ш-2" (он демонстрируется в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге) Михаил Сергеевич проводил для "Челюскина" ледовую разведку, поднимал для осмотра льдов капитана В. И. Воронина, возил на остров Врангеля академика О. Ю. Шмидта, руководителя экспедиции на "Челюскине".

После гибели парохода на спасение челюскинцев направили летчиков-добровольцев. Каждый их прилет на льдину был сопряжен со смертельным риском. Летевший с Аляски на купленном в США "Флейстере" С. А. Леванев-ский, попав в метель, чудом посадил самолет на побережье Чукотки. Этим он спас уполномоченного правительственной комиссии по спасению челюскинцев Г. А. Ушакова и американского борт-механика Клайда Армистета, но сам был серьезно ранен и самолет разбил. Чтобы не рисковать чужими жизнями, летчик Бабушкин умудрился починить свой "Ш-2" "домашними средствами", вывез на нем механика Георгия Валавина на материк и возглавил там подготовку аэродрома к приему других самолетов.

20 апреля 1934 года было подписано Постановление ЦИК СССР "О присвоении звания Героев Советского Союза летчикам, осуществившим спасение челюскинцев". Бабушкин в список не попал. Удивление с тех пор и поныне вызывают два факта. Не вывезший ни одного челюскинца Леваневский был удо-стоен звания Героя Советского Союза, а вывезший с льдины борт-механика Г. С. Валавина Бабушкин этого звания почему-то не заслужил. Загадка.

Вторая загадка. Нет фамилии Бабушкина и в Постановлении от 20 апреля 1934, которым девятнадцать "непосредственных участников спасения челюскинцев" были награждены орденом Ленина. Только 72-м Бабушкин попал в список 104-х челюскинцев, награжденных орденом Красной Звезды, после уборщиц, поваров, пекаря, матросов и кочегаров 2-го класса, то есть после тех, кто пассивно ожидал на льдине, когда их спасут.

Видимо, желая загладить недооценку заслуг Бабушкина в челюскинской эпопее, его пригласили на главную трибуну Мавзолея Ленина во время демонстрации в честь челюскинцев. Кроме пяти героев и О. Ю. Шмидта на центральной трибуне Мавзолея вместе с Ворошиловым, Калининым, Сталиным, Кагановичем и Горьким был из челюскинцев только Михаил Сергеевич Бабушкин. Причем место ему отвели между Сталиным и Кагановичем и чуть впереди обоих...

В 1935 году Бабушкин участ-вует в Первой высокоширотной экспедиции на "Садко", сделавшей последние географические открытия в совет-ском секторе Арктики. Именно на его самолете совершили облет открытого острова, который по имени руководителя экспедиции назвали островом Ушакова. Летал он и в ледовые разведки с целью обнаружения так называемой Земли Джиллеса. Но никаких следов этой земли обнаружено не было.

Затем была напряженная подготовка воздушной экспедиции к Северному полюсу. Бабушкин в ней - второй пилот флагманского самолета Героя Советского Союза М. В. Водопьянова. Из Москвы с посадками в Холмогорах, Нарьян-Маре и на Маточкином Шаре пять самолетов прибыли на остров Рудольфа Земли Франца-Иосифа. Отсюда 21 мая 1937 года они стартовали, и самолет Водопьянова-Бабушкина в тот же день благополучно совершил посадку на дрейфующую льдину в районе Северного полюса, создав там первую в мире научную станцию.

6 июня 1937 после торжественного открытия станции "Северный полюс" самолеты экспедиции двинулись в обратный путь и после промежуточных посадок в Амдерме и Архангельске 25 июня с триумфом прилетели в Москву, где их встречали руководители страны во главе со Сталиным.

27 июня 1937 все сорок три участника экспедиции на Северный полюс были награждены орденами СССР, а восьми из них, в числе которых Шмидт, Папанин и Бабушкин, было присвоено звание Героев Советского Союза. Так Михаил Сергеевич Бабушкин, первым в мире научивший самолеты садиться на дрейфующие льды и взлетать с них, стал 41-м в истории Героем Советского Союза.

Парадокс, но, сажая и поднимая самолеты в местах, которые считались для этого абсолютно непригодными, Бабушкин погиб при взлете с оборудованного аэродрома. Правда, погиб он, будучи пассажиром, а не пилотом. Родившийся в знаменитом Бородино, он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

А дорогой, проложенной Михаилом Сергеевичем Бабушкиным, идут сегодня полярные летчики всего мира.

Леонид БОЙКО, историк


Похожие новости

Последние новости