Рассказывая о первых минутах встречи с экс-педицией ледокола "Иосиф Сталин", пришедшей на помощь седовцам в Гренландском море, капитан "Г. Седова" К.С. Бадигин вспоминал и о Екимове: "Пришлось-таки еще раз свидеться! По вашей телеграмме в один час собрался...". Это Иван Васильевич Екимов, старый буфетчик "Седова". От радости он плачет..."
Мне очень хотелось найти фотографию этого легендарного человека с будничной профессией буфетчика. Ведь если он отдал "Седову", как пишет Бадигин, "22 с лишним года", то, выходит, Иван Васильевич начал службу на нем чуть ли не со дня приобретения парохода царским правительством.
Условия покупки л/п "Беотик", носившего в России уже в 1915 году имя "Георгий Седов", мне не известны, как неизвестен и день его прихода в Архангельск. Самая ранняя обнаруженная мною дата работы "Седова" в Архангельске - 1 декабря 1915 года. В мореходной книжке №486 выдающегося ледового капитана и исследователя Арктики Артура Карловича Бурке записано, что 1 декабря 1915 года он принят в Архангельске на "Седов" "III-м помощником командира". Заверена эта запись капитаном Куцеволом и печатью с именем судна "Ледоколъ "Георгiй Съдовъ".
Видимо, отсюда берет начало ошибка - именовать л/п "Седов" ледоколом. Это разные классы судов с различными функциями. А задачи, для решения которых создавались эти два класса судов, продиктовали уже с момента их проектирования и различные возможности при форсировании льдов, и конструктивные особенности, и пропорции, и способы усиления их корпусов и т.д. Пишущим об Арктике путать эти классы судов все равно, что "королей путать с тузами, а с дебютом путать дуплет", как пел Высоцкий.
Но вернемся к Екимову. Отняв от апреля 1938 года, когда его на самолете вывезли с дрейфовавшего в Центральном арктическом бассейне "Г. Седова", "22 с лишним года", мы поймем, что Иван Васильевич прошел с "Седовым" почти весь его славный путь, начиная, возможно, с 1915 года.
А раз так, то скольких же славных людей повидал он на борту "Седова"! И сподвижника Георгия Седова в походе на "Святом Фоке" в 1912-14 гг. В.Ю. Визе. И академика О.Ю. Шмидта. И первооткрывателя Северной Земли Н.И. Евгенова. И директора Арктического института Р.Л. Самойловича. И отважных первопроходцев Северной Земли Г.А. Ушакова, Н.Н. Урванцева, С.П. Журавлева, В.В. Ходова.
А в каких походах побывал, какие земли видел впервые с его экспедициями! Декабрь 1917 - зимний поход в Чёшскую губу за олениной для голодающих архангелогородцев. 1928 - поиски экспедиции Умберто Нобиле у Земли Франца-Иосифа (ЗФИ). 1929 год - организация первой советской полярной станции на ЗФИ. 1930 - высадка четверки зимовщиков на Северную Землю, которую с запада вообще еще никто не видел! Свидетелем открытий скольких островов в Арктике он был!
А плеяда капитанов, под началом которых ходил Екимов на "Седове", чего стоит! Имя каждого - это веха в освоении ледовых трасс Арктики: П. Куцевол, А.К. Бурке, В.И. Воронин, Д.И. Швецов...
Менялись капитаны, штурманы, механики, радисты, кочегары... Оставался на "Седове" лишь один хранитель памяти его легендарной славы - буфетчик Иван Екимов. Как человек, передающий эстафету прошлых побед в руки новых исследователей Арктики. И на всех "смотрел он сверху вниз", как на впервые публикуемой сегодня фотографии.
Только раз ему пришлось расстаться с "Седовым", в апреле 1938 года. Тогда на каждом из трех уносимых льдами в Центральный арктический бассейн пароходах - "Малыгин", "Садко" и "Седов" - оставили по 10 человек команды, плюс на "Седове" - врача на три судна, а на "Садко" - двух научных сотрудников: 25-летнего (но уже награжденного орденом "Знак Почета") Ю.К. Чернявского и 26-летнего студента В.Х. Буйницкого.
26 октября 1938 года, через 14 месяцев после выхода (26 июля 1937) в Третью высокоширотную экспедицию, в Архангельск возвратился "Садко". Ивана Екимова приняли буфетчиком на него.
В указе Президиума Верховного Совета СССР (март 1940 г.) о награждении работников Главсевморпути за успехи в навигациях 1938-1939 годов я нашел и имя Екимова. "Почетный седовец" буфетчик с "Садко" был удостоен ордена "Знак Почета".
Скопировать впервые публикуемую сегодня фотографию позволил завкафедрой океанологии факультета Географии и геоэкологии Санкт-Петербургского гос-университета доцент В.В. Ионов. На этой кафедре 30 лет работал и 26 был ее заведующим участник всех 812 дней дрейфа Герой Советского Союза профессор В.Х. Буйницкий (1911-1980). Эта фотография из коллекции Виктора Харлампиевича.
Узнать Екимова на ней помог последний оставшийся в живых из 217 участников дрейфа в "лагере трех кораблей" В.П. Корельский (8 декабря 2004 года не стало и его). В Третью высокоширотную Василий Павлович ушел третьим штурманом "Садко". После перевода 18 марта 1938 года Бадигина капитаном "Г. Седова" Корельский занял его место, став вторым помощником на "Садко". В 23 года. А в 24 он уже капитан "Садко"! Вот записанный мною рассказ о Екимове 89-летнего В.П. Корельского:
"Екимов с Вологодчины. Семьей не обзавелся. Домом на земле - тоже. Его домом была каюта на судне. Он даже в отпуск никогда не уходил. Некуда было. На "Садко" сохранилась посуда с канадских еще времен. Та, что пролежала с ним на дне Кандалакшского залива с 1916 по 1933 год. Многие хотели унести на память кто тарелку, кто блюдце. Поэтому предметом неусыпных забот Екимова на "Садко" была сохранность этой исторической посуды, которой постоянно пользовались для сервировки стола в кают-компании. Он и койку свою поставил в кладовой под шкафчиком, где хранилась эта посуда.
В один жестокий шторм это едва не стоило Ивану Васильевичу жизни. Видимо, от 17-летнего пребывания на дне моря болты, которыми шкафчик крепился к стене, проржавели, под воздействием качки обломились, и шкафчик упал на спавшего под ним Екимова. В живых остался он, возможно, потому, что за семь лет с подъема "Садко" охотники за сувенирами изрядно этот шкафчик облегчили".
Дейл Карнеги советовал судить о человеке по тому, сколько людей придут на его похороны. Только вот сам усопший по такому критерию о своем значении не узнает.
Куда правильнее, думаю я, работать так, чтобы в случае отпуска, болезни, ухода на пенсию человека все вокруг ощущали, как его недостает. Таким работником и был буфетчик с "Седова" Екимов.
Леонид БОЙКО, историк