Двадцать девятого июля, в пилотном номере "Северного комсомольца" мы опубликовали под заголовком "Тайна частной жизни неопознанных трупов" жуткую историю о том, как полтора года пожилая мать проводит собственное расследование, разыскивая пропавшего сына - с хождением по моргам, кладбищам, с эксгумацией неопознанных трупов... И эта история, увы, не закончилась.
Доцент Северного государ-ственного медицинского университета Александр Вадимович Митюхляев пропал в начале мая 2004 года. Ушел на дачу в деревне Подборка и не вернулся. Ему было 48 лет, он не пил, занимался спортом, никогда ничем не болел и тридцать лет ходил на дачу пешком по одному и тому же маршруту - что с ним могло случиться? Милиционеры сказали Иде Владимировне: шел, наверное, по реке и утонул. Но он не ходил на дачу или с дачи по льду, это просто было ему без надобности.
Ида Владимировна предполагает, что Сашу убили: в те выходные дни в деревне было полно пьяных охотников, потому что, хотя охота еще не началась, прилетели утки. Убили случайно или из-за теплого камуфляжного костюма и импортных сапог, а потом, должно быть, испугались и спрятали труп, который она до сих пор не может найти. До сих пор она постоянно ездит по окрестным деревням, опрашивает возможных свидетелей, а до той поры, пока не запретили, как на работу ходила в бюро судмедэкспертизы просматривать акты исследования неопознанных трупов (а запретили потому, что она нашла похожий на сына явно криминальный труп - его незаконно закопали в землю, как неопознанный).
Больше А. В. Митюхляева никто не ищет, хотя в милиции завели, как полагается, розыскное и поисковое дело, но прокуратура отделывается от настойчивых зявлений и просьб матери допросить свидетелей, которых она нашла сама, отписками: нами даны указания об активизации оперативно-розыскных меро-приятий... А в возбуждении уголовного дела в приморской милиции отказали, не проведя элементарной проверки обстоятельств исчезновения человека и изучения его личности, спустя четыре дня после заявления жены Саши о том, что он пропал. Нет тела - нет и дела, как говорится.
Ида Владимировна обратилась в Октябрьский районный суд с просьбой обязать бюро судмедэкспертизы разрешить ей и дальше просматривать акты исследования неопознанных трупов (она сама в молодости работала врачом-судмедэкспертом), но суд встал на защиту частной жизни мертвецов - это, мол, информация конфиденциальная...
Уже после нашей публикации она обратилась к адвокату Людмиле Леонтьевне Захаровой, которая помогла ей и ее невестке написать жалобу на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. И Приморский районный суд эту жалобу удовлетворил, сославшись на указания Генпрокуратуры и МВД о том, что подобные постановления должны приниматься только после полной объективной проверки обстоятельств исчезновения пропавших без вести лиц. Судья запросила в милиции секретные материалы по розыску А. В. Митюхляева и, видимо, обнаружила в них, что никакой проверки обстоятельств и изучения личности разыскиваемого не проводилось. Во всяком случае, до постановления об отказе в возбуждении дела.
Мало того, что осмотр дачи производился без участия криминалистов, так еще и в постановлении об отказе оперуполномоченный уголовного розыска Примор-ского ОВД сослался на объяснения несуществующих соседей!
Согласно указаниям Генпрокуратуры и МВД существует 15 признаков, дающих основание полагать, что пропавший стал жертвой преступления: отсутствие данных о намерении человека уехать, наличие причин для того, чтобы скрыться, отсутствие заболеваний, которые могут повлечь внезапную смерть или потерю памяти и т. д. И наличие хотя бы одного такого признака является основанием для возбуждения уголовного дела по факту безвестного исчезновения человека. В случае с Митюхляевым имелись почти все 15 признаков...
Судья Приморского суда Надежда Алексеевна Ибра-гимова признала отказ в возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным и обязала прокуратуру устранить упу-щения и нарушения закона. По идее, Приморская межрайонная прокуратура должна после этого возбудить дело, но еще не факт, что она на это решится - кому нужны "глухари"? Иде Владимировне шлют отписки даже после ее обращения к депутату Госдумы В. Я. Крупчаку, который проникся и сделал соответствующий запрос...
По подсчетам матери, не оставляющей надежды если не найти, то хотя бы похоронить сына, как полагается, за одно лето в Архангельске закапывают около 200 неопознанных трупов - представляете, сколько людей пропадает без вести? А сколько их еще не находят? Розыск людей ведется - а скорее, не ведется - в страшной тайне, даже род-ственникам никогда не узнать, что именно для этого предпринимается, потому что не предпринимается, как правило, ничего.
Ольга ТРЕТЬЯКОВА