Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Николай Львов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов:
Модернизация лесной промышленности России должна быть проведена в русле реализации приоритетных инвестиционных проектов. Эту точку зрения разделяют и в федеральном Центре, и в регионах, эта идея с энтузиазмом воспринята собственниками лесоперерабатывающих предприятий.
Летом 2007 года было подписано постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Прошло три года. В каком же состоянии находятся инвестиционные проекты?
К примеру, в «лесном» регионе - Архангельской области, решениями Минпромторга России в перечень приоритетных включены пять проектов совокупным объёмом инвестиций 25 млрд рублей. После их завершения — к 2018 году — прогнозируется прирост производства пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, картона.
Однако довольно быстро выяснилось, что заявленные проекты не получают должного развития и их реализация затягивается. В чём же причина?
Во-первых, банковская система оказалась не готова обеспечить масштабные инвестиционные проекты. Даже несмотря на государственную поддержку, банкиры опасаются вкладываться в капиталоёмкие долгосрочные проекты и ждут, что риски этих вложений будут снижены законодательно.
Во-вторых, сказываются многочисленные недоделки, допущенные при разработке нормативной базы. Например, не указано, на какие именно лесные участки может претендовать заявитель, не регламентируются сроки заключения договоров аренды под инвестиционные проекты. В результате инвесторы и руководители профильных «лесных» ведомств в регионах тратят время не на реализацию проектов, а на согласование бумаг, необходимых для выделения лесного фонда.
Ещё одной серьёзной проблемой нормативного характера является отсутствие регламента внесения изменений в концепцию инвестиционного проекта. В процессе реализации проекта многое может измениться — это и конъюнктура рынка готовой продукции и составляющие элементы затрат на производство. И чтобы компания могла свободно конкурировать на рынке, да и просто оставаться на плаву, необходимо своевременно производить изменение структуры инвестиций. Должно быть чётко определено, в каком порядке, на каких основаниях, в какие сроки орган исполнительной власти субъекта Федерации может принять решение о согласовании изменений в концепции инвестиционных проектов.
Кроме того, нормативная база
инвестиционной деятельности в существующем виде не стимулирует модернизацию
действующих производств. В частности, приоритет отдаётся инвесторам,
реализующим проекты создания нового предприятия (они получают
Можно констатировать, что для более успешной реализации приоритетных инвестпроектов необходимо срочно откорректировать нормативную базу, а также прорабатывать вопрос о создании банковской структуры, которая была бы готова предоставлять кредиты под реализацию «лесных» инвестиционных проектов.
Даже несмотря на государственную поддержку, банкиры опасаются вкладываться в капиталоёмкие долгосрочные проекты и ждут, что риски этих вложений будут снижены законодательно.
По информации «Парламентской газеты»