Напомним: в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на его реконструкцию выделяются средства из федерального бюджета. Выделяются на безвозвратной основе. По нашим данным, в 2003 году это было 10 миллионов рублей, в 2004 - 56 миллионов, в 2005-м - 70 миллионов рублей, в 2006 - 250 миллионов. В 2007-м распоряжением Правительства РФ от 8 февраля 2007 года №146-р объем федерального финансирования составил 350 миллионов рублей.
Причем функции генерального заказчика по реконструкции драмтеатра лежат непосредственно на дирекции самого театра (также напомним, что в сентябре 2007 года Александр Дунаев подал в отставку, на посту директора его сменил Евгений Мищенко, который от руководства ремонтными работами устранился, и заказчика сегодня "олицетворяет" бывший заведующий постановочной частью Александр Матасов). Понятно, что федеральное финансирование идет напрямую театру. Уже в 2006 году ставился вопрос о смене заказчика - "в пользу" администрации области. Но если сменится заказчик, то и деньги вернее всего пойдут через администрацию области.
Примерно с того же времени реконструкцией театра заинтересовались прокуратура и ФСБ...
Претензии озвучивались в СМИ не раз, и не два, и не три. "Нецелевое расходование финансовых средств", отсутствие в театре службы заказчика-застройщика (ее функции выполнял созданный тут же отдел капитального строительства под руководством заместителя директора театра Александра Евдокимова), "некачественное, устаревшее и слишком дорогое" оборудование, которое поставляет и монтирует московская фирма "Импульс-свет", сроки и качество работ, которые выполняет генеральный подрядчик - строительно-монтажный трест № 1. И еще много, много всего. Причем, когда слушаешь и читаешь выступления областных чиновников и театральных должностных лиц, самое первое впечатление, которое возникает, - виноваты те, кто непосредственно строит, монтирует и поставляет. Это они делают не то, не так и долго.
Поэтому в этом номере мы предоставляем слово директору фирмы "Импульс-свет" Николаю Нашутинскому .
- Насколько мы понимаем, заказчик у вас не принимает строймонтажные работы. По каким причинам?
- По неведомым нам причинам. Начинаются, как мы считаем, всевозможные придирки. Хотя проект прошел экспертизу, экспертиза дала положительный ответ, выпущена сметная документация и мы работаем с генподрядчиком согласно сметной документации. В этой документации четко прописаны виды работ, количество, цены... Она утверждена исполняющим обязанности главы Архангельской области Владимиром Войковым и передана к производству работ еще два года назад. Но по прошествии двух лет изменилась политическая ситуация... Создаются все условия, чтобы областной театр драмы не был реконструирован.
- Как получилось, что работать с драмтеатром начали именно вы?
- На первоначальном этапе заказчики объехали практически все российские фирмы-производители и продавцов. Посмотрели все и выбрали нашу фирму. Приезжали к нам большой делегацией, мы им показывали нашу документацию, наши изделия... Потом в 2004 году мы приехали сюда, посмотрели состояние театра, обсудили проблемы, которые у них есть.
И начали работать в русле того, что они заказывали. Параллельно мы столкнулись с тем, что здесь почти не было нормальных театральных специалистов, например стопроцентного заведующего постановочной частью, то есть человека, который отвечает за всю технологию сценической коробки. В то время этим занимался Александр Матасов.
Руководил всем строител-ь-ством Александр Александрович Евдокимов, строитель. Мы думали: вот есть человек, с которым можно поговорить, шли к нему с открытой душой. И вот наступил определенный момент, когда пошли большие деньги, началась закупка оборудования, мы тоже начали свое производство - всё, что вы видите, произведено практически на нашей фирме, за исключением тех компонентов, которые не производятся в России. И тут мы поняли: ни Евдокимов, ни Матасов ничего в этих технологиях не понимают. Мы начали получать удары по лицу.
- То есть?
- Пример - репетиционный зал, который наши ребята собрали буквально за ночь. Собрали, пригласили Евдокимова, думали, сейчас благодарность получат, а в ответ получили такое... "Что вы тут натворили, мне ничего не сказали, я всё тут повыворачиваю"...
Сошел на нет график работ. Сначала мы должны были сделать зрительный зал. Зал бросили, начали делать сцену, потом репетиционный зал. Сделали его совершенно без денег. Они его не принимают, но уже эксплуатируют. И говорят, что поскольку в утвержденной смете его нет, то это будет подарок "Импульс-света" театру!
По их просьбе начали делать склады, даже не доработав документацию. Разработали механизированные склады - таких нигде в России нет, это первенец. В ответ получили полное неприятие при приемке, вплоть до того, что нужно подъемно-опускной механизм склада защитить так, как будто здесь работают одни дураки и пьяницы.
Сделали занавес кабуки. За границей один элемент стоит 75 евро. Мы сделали по сорок евро, отдали им без денег. Они его эксплуатируют, но не оплачивают.
Нас проверяли московское ФСБ, налоговая, ваши архангельские органы. Приезжают, говорят: показывайте свою фирму. Мы говорим: почему мы должны показывать? А у вас ничего нету, отвечают, вы в гараже всё делаете. То есть заказчик распространяет вот такие слухи. Хотя без хвастовства могу сказать: учитывая то, что здесь задумано, и те деньги, которые выбило бывшее руководство, - равного театра в России с точки зрения механизации не будет!
- А что задумано?
- Во-первых, многофункцио-нальный партер. Спектакли можно будет играть на сцене, а можно в зале, закрыв сцену. На сцене продуман круг с эксцентриком, который есть в Театре советской армии и еще в Бельгии. Это очень многоемкая сложная вещь, она позволяет делать на сцене много действий. Например, есть в ней люки-провалы, механизмы, которые позволяют выбрасывать человека со скоростью полтора метра в секунду и с такой же скоростью проваливаться, причем человеку ничего не грозит.
Театр получил два механизированных склада, один теплый, другой холодный.
Здесь вы сможете установить свет под любую сценографию и под любую театральную философию. И понятно, он дороже, потому что больше объем как металла, так и электрических линий. Такой софит мы впервые сделали в Московском театре оперетты, на котором мы вообще обкатываем всю технологию. Кстати, Евдокимова туда водили, показывали всю технологию. Он смотрел - всё красиво, ему всё нравилось. Здесь он нам заявляет: вы мне вообще про театр оперетты не говорите, это бардак.
- Говорят, что заказчика не устраивают ваши цены.
- Что касается цен - простой пример. Нижнюю механизацию вашего драмтеатра делает немецкая фирма B&P, которая традиционно специализируется на сценической механизации. Их сцениче-ский мотор-редуктор будет работать 50 лет. То есть 50 лет его не надо даже касаться! Их станки - тридцать лет, если следить за ними надлежащим образом. Чешские станки, которые сюда сватают, в театре Калягина прослужили три года, после чего театр срочно вызвал нем-цев. По поводу люка-провала: люки фирмы B&P стоят 45 тысяч евро. И есть отече-ственная фирма "Система", которая предлагает эти люки за 15 тысяч евро. В цирк такой поставили - циркачу ногу повредило...
- А как бы вы всю эту ситуацию объяснили?
- Как? Просто. Нам говорят: "Мы не хотим иметь еще одно уголовное дело".
Беседовала Светлана ГАВРИЛОВА