Министр культуры пытается помочь архангельским музеям

0 0

 Министр культуры пытается помочь архангельским музеям На уходящей неделе Архангельск принимал очередного ВИПа. Очередного, но не среднестатистического. Новый министр культуры России, Александр Авдеев, назначенный только месяц назад, приехал к нам, чтобы увидеть наши проблемы своими глазами. Хотя бы часть, но значимую для всей страны. В поле зрения попали Гостиный двор, Малые Корелы, Северный хор. Из всей программы только драмтеатр имеет уровень местного значения. Хотя это тоже очень относительно. Архитекторы утверждают, что здание нашего театра просто мировой памятник голому конструктивизму. Говорят, такого в мире больше нет.

Новый министр удивил. Во-первых, безупречным русским языком. Во-вторых, трепетным отношением к древностям, искусству и истории собственной страны. В-третьих, знанием всего вышеперечисленного. В-четвертых, желанием решать проблемы культуры не разведением рук и вздохами о безденежье. В-пятых, Александр Авдеев оказался практически нашим земляком. Его отец и бабушка с дедушкой - уроженцы Онежского района.

Виден был неподдельный интерес министра к самому Гостиному двору как историческому свидетелю мировой славы России и Архангельска, ее первого порта. И экспозиция его тоже неформально заинтересовала. Такого еще не приходилось видеть, чтобы московский гость так кидался к иконам и витринам со старинными книгами, обычно мимо этого ВИПы пробегают даже не заметив. Ему хотели показывать другое, как и другим, например, сундук для хранения казны. Но министра интересовало настоящее искусство. Хотя секретный механизм сундука тоже произвел впечатление. И Александр Алексеевич вместе с заместителем директора принялись замыкать чудо техники. Директору еле удалось оторвать их от экспоната, который от усилий уже "поехал" с постамента.

Пораженный министр потом сказал, что даже предположить не мог, что Гостиный двор так хорош и изнутри и снаружи, даже несмотря на нереставрированность, а уж тем, что у нас есть иконы XVII века, был просто поражен. Никто, правда, не сказал ему, что у нас огромное количество и более ранних и уникальнейших в своем роде. Он пообещал исполнить все обязательства министер-ства пред Гостиным двором в тех объемах, которые были определены еще до него.

Это трудно сделать в ближайшие дни, потому что работает он в министер-стве пока один. В результате реорганизации культурного ведомства все уволены, и многие не будут приняты в новую структуру. Поэтому министерство лихорадит, и бюрократическую работу, в лучшем понимании этого выражения, делать вот уже три недели, в общем-то, и некому. Но в скором времени всё встанет на свои места, и деньги на полную реставрацию будут перечислены.

Долгий разговор завязался у министра с директором музея из Виноградовского района, который пожаловался на порочную систему пополнения фондов. Теперь, чтобы приобрести вещь для музея, надо экспертизу провести за немалые деньги, составить все необходимые бумаги и послать в Москву на утверждение. И там будут решать, нужна ли эта вещь музею из глубинки. Кроме того, районные музеи теперь в полном безденежье, потому что зависят от местных мизерных бюджетов, в которых средств и на насущное-то не хватает, не то что на вечное.

Министра торопили, график плотный, но он вникал в проблему всё глубже, спрашивал музейщиков, какие они видят выходы, спорил, убеждая, что нельзя всё на откуп самим музеям отдавать, фонды и так раздуты, признавался, что еще не знает всех деталей и просил разъяснить. Вместе пытались формулу действий нарисовать прямо под сводами Гостиных дворов.

Но местным чиновникам, ответственным в области за культуру, господам Ситкину и Фомину хотелось вести Авдеева дальше, чтобы успеть обежать галопом всё. Проблема вверенных им музеев их почему-то не волновала. Они переминались с ноги на ногу и постоянно перебивали министра и собравшихся напоминанием о том, что время вышло. Министр долго был вежлив и терпелив. Но когда Михаил Ситкин "нормальным" и "конкретным" чиновничьим тоном резюмировал: "Давайте всё в письменном виде!"... ангельское терпение министра лопнуло. Он вежливо, но резко осек чиновника: "Нет! Вопрос важный. Дайте мне поговорить с людьми. Надо, чтобы министр и Министерство были лучше информированы".

Увиденное и услышанное родило хрупкую надежду на то, что у нас наконец появился настоящий министр культуры. И на то, что благодаря ему культура получит наконец статус настоящей. Ведь пока у нее статус приживалки, которую, как воспитанное, вежливое привидение, никто не замечает.

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА

НАША СПРАВКА

Александр Авдеев

Министр культуры России с мая 2008 года. C приходом Авдеева расширены полномочия Министерства культуры, ему переданы Служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Архивное агент-ство, а также функции упраздненного Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Бывший посол РФ во Франции (2002-2008) и по совместительству в Монако (2007- 2008). Ранее занимал должности заместителя (1996-1998) и первого заместителя (1998-2002) министра иностранных дел России. В 1992-1996 годах был послом РФ в Болгарии. Занимал должности посла по особым поручениям и руководителя департамента по делам СНГ МИД России (1992), работал заместителем министра внешних сношений СССР (1991-1992), первым заместителем начальника первого европейского управления МИД СССР (1990-1991) и послом СССР в Люксембурге (1987- 1990). Имеет дипломатиче-ский ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

В июне 1999 года Авдеев вошел в небольшую команду специалистов, которые разрабатывали план участия российского контингента в миротворческой операции в Косово. Cогласно плану, предусматривался одновременный с силами НАТО ввод российского миротворческого контингента в Косово. В итоге была проведена успешная операция по переброске российских десантников из Боснии и Герцеговины в Союзную республику Югославию - на Приштинский аэродром "Слатина".

Владеет французским, итальянским, английским и болгарским языками. Тонкий знаток искусства, обладатель одной из лучших коллекций гравюр, посвященных российско-французским и российско-болгарским связям. В декабре 1999 года Авдеев стал лауреатом впервые вручавшейся премии "Лучшие перья России". Лауреат журнала "Международная жизнь" за опубликованные статьи "Международные и внешнеэкономические связи российских регионов" и "Россия-Литва: некоторые итоги последних лет и взгляд в будущее".


Похожие новости

Последние новости