Разговор идет о губительной силе "бронзовения". Два его предшественника пали жертвой этой страшной напасти. Но если на Анатолия Ефремова эта тяжелая болезнь напала в конце второго губернаторского срока, то Николай Киселев заболел буквально после выборов.
Как проявляется эта болезнь? В высокомерии? В нежелании слушать иное мнение, которое отличается от твоего собственного? Или в чем-то неуловимом, чему и названия нет.
- Да не стану я бронзовым, - еще раз повторяет губернатор, - но в этом ли суть? Можно и не бронзоветь и ничего не делать... Главное...
Он задумывается. Понимаю, что он на самом деле скажет то самое главное. И не ошибаюсь. Он говорит:
- Главное - быть отцом...
- Для кого?
- Для своих подчиненных, для тех, за кого отвечаешь, для кого работаешь...
Отец - он же и защищает, и заботится, и наказывает. Это не какой-то там наемный менеджер. Отец - это такая эмоция!
Нахожу свою же публикацию, посвященную ста дням прежнего губернатора Николая Киселева. Называлась она, кстати, весьма показательно - "Сто дней, которые не потрясли область". И есть там кусок о роли власти - Николай Киселев подчеркивал, что это просто сфера услуг.
А дальше читаю свои собственные размышления, что в нашей стране невозможно надеяться на успех, не имея харизмы, просто представляя какие-то услуги...
А отец - это другое дело. Это идет от глубины сознания.
Губернатор смотрит на меня строго - как не понять таких простых вещей?! Но голос при этом звучит вновь тихо и мягко. И я думаю, что есть в нем что-то восточное. Не просто восточное, а такое наше восточное. Такая родная Византия...
Узнаю, что его дедушка и бабушка жили в Китае. Но дело не в этом. Дело в том, что в нем самом причудливым образом встретились Восток и Запад, которые по определению встретиться не могут. Закончил он Рижское авиационное училище с красным дипломом и был комсомольским лидером трехтысячной организации училища. Это очень серьезно. Это уже почти губернатор по тем временам. Потом поехал в Якутию за "длинным рублем" - надо было поднимать младших братьев и сестер. Почти всю зарплату отсылал маме.
Якутия, возможно, не такой уж Восток, но всё же Азия. Совсем еще молодого Илью Михальчука она обступила плотным кольцом. В якутской глубинке он каждое утро вместо зарядки брал якутско-русский словарь и стал прилично говорить по-якутски.
Зачем ему тогда это было надо? Не политику, а технарю? Тогда он имел приработок - от многочисленных изобретений. А учил якутский! Хотя он не был нужен - все понимали по-русски. Наверное, потрясающее чутье было у молодого техника...
Знание якутского ему пригодилось, когда он стал мэром, или по-местному тайоном - хозяином, князем. Отцом, одним словом. И это очень в традиции якутского народа. (А еще говорят, что Восток и Запад не могут встретиться!)
Илье Филипповичу горожане подарили костюм тайона, который он надевал на праздник Ысыаха, где чествовалось само Солнце. При Михальчуке этот праздник вышел на совсем другой уровень. А в якутском народе есть традиция давать отчество по тому, с чем ассоциируется человек. Предшественник Михальчука получил отчество Бордюрович - сделал ужасные бордюры в городе, о которые разбивались машины. А Илью Филипповича стали называть Илья Исыахович, в честь праздника встречи Солнца, что можно перевести как Илья, Сын Солнца.
Конечно, нет вопросов, после всего этого - о какой забронзовелости может идти речь?!
...Сейчас, когда я пишу эти строки, одиннадцать часов вечера четверга. У меня звонит телефон. Я беру его неохотно - нет времени. И вдруг слышу голос московского знакомого. Он рассказывает, что сегодня пошел в Москве в парикмахерскую, попал на мастера из Якутии, стал расспрашивать об их бывшем мэре. И он сказал:
- Наш мэр Илья Исыахович сделал из Якутска настоящий европейский город!
Светлана ЛОЙЧЕНКО