Школ юнг существовало немало, но только Соловецкая была боевой, готовила военных специалистов. Всего за три выпуска стены школы покинули больше четырёх тысяч мальчишек из 47 городов Советского Союза. Воспитанники, ставшие радистами, электриками, мотористами, боцманами, сигнальщиками, отправлялись на Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский флоты. Важно, что все стремились учиться отлично: ведь только отличники получали право выбирать флот самостоятельно, а все стремились воевать! Довольствия во время обучения юнгашам полагалось 8 рублей 50 копеек в день. Но и они, и преподаватели все свои деньги перечисляли в фонд обороны. В 1943 году на деньги воспитанников был построен боевой торпедный катер "Юнга". Само обучение юнг было испытанием: жили в землянках, в условиях тяжелейшей соловецкой зимы, пили компот из хвои и ели сечку с треской, которую многие возненавидели на всю жизнь.
- Помнишь, а здесь располагалась наша рота! - пожилой матрос--моторист указывает товарищу на белоснежную монастырскую стену.
Юнгашам к восьмидесяти. Москвич Александр Васильевич Лочатин говорит, что стало трудно собираться всем вместе. Даже те, кто живёт в одном городе, встречаются всё реже.
А вот так, все вместе - раз в пять лет.
- Я из Хабаровска, моя фамилия Гончаров. Нас с Дальнего Востока было 20 человек. Мы - последний набор Школы. Так рвались повоевать с фашистами, но успели нас отправить только на Камчатку - к японцам. А пока ехали, и война -закончилась. Но радистом на Камчатке служил ещё 8 лет. С боевыми товарищами до сих пор встречаемся-, а как же иначе?
Григорию Матвеевичу 77. Он расстроено взмахивает видеокамерой: аккумуляторы сдохли. "Что же я нашим привезу?"
Подлинных экспонатов в музее немного: время берёт своё. Но ветераны-юнги передали музею копию боевого знамени, и обещали пошерстить домашние архивы. Кое-где в городах России ещё сохранились подобные музеи, но они потихоньку закрываются.
15 лет назад на встречу выпускников Соловецкой школы юнг прибыл целый теплоход "Свирь". А позавчера под стенами Соловецкой крепости стояло два с небольшим десятка человек. Уже седые, но всё ещё мальчишки.
Вера КОНОНОВА.