В июне этого года мэрия Архангельска внесла на сессию горсовета ряд программ по ремонту жилого фонда. Там были и капремонт свайных оснований, и ремонт кровель домов, и благоустройство территории, в том числе придомовой территории и дворовых проездов. Мэрия настаивала, чтобы программы были приняты в первом чтении для их дальнейшей доработки, но необходимого числа голосов они не набрали и в итоге были отклонены. Меж тем, сегодня самое что ни на есть благоприятное время активизировать работу в этом направлении: 21 июля текущего года вышел Федеральный Закон №185 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Это как раз тот закон, который дает возможность привлечь федеральные деньги в наш регион. Иначе говоря, появилось то, о чем мы так долго мечтали - возможность отремонтировать архангельский жилфонд с привлечением средств областного и федерального бюджетов. О том, как важно сегодня мэрии и горсовету, а также администрации области сделать все необходимое, чтобы войти в заветный список субъектов федерации, которые получат средства из Фонда, - наш сегодняшний разговор с депутатом городского Совета, заместителем руководителя ГУ "Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску" Василием Карасовым.
- Василий Иванович, что Архангельску сейчас нужно сделать для того, чтобы получить деньги из Фонда?
- Если мы хотим получить финансирование из Фонда на 2008 год, необходимо до 1 декабря текущего года принять все нормативные акты. Нужно объединить те программы, которые были отдельно внесены, сделать из них одну общую. Исключив, естественно, то, что под программу не подпадает. А не подпадают благоустройство, дворовые территории (мэрия может, если хочет, вносить их отдельной программой). И у нас будут реальные шансы попасть в федеральную программу капремонта.
- Согласно закона, что может ремонтироваться за счет федеральных денег?
- Закон предусматривает ремонт за счет средств федерального бюджета, во-первых, инженерных систем (сюда входят электро-, тепло-,-- - газо-, водоснабжение, водоотведение, включая установку приборов учета). Во-вторых, ремонт лифтового оборудования (с заменой шахт, если необходимо). Также в законе речь идет о ремонте крыш, подвальных помещений и фасадов домов. Все эти вопросы, как я уже сказал, мэрия должна объединить в единую программу. При этом заложить в бюджет на 2008 год расходы муниципального образования на капремонт, потому что это одно из условий - субъект федерации, претендующий на получение средств из федерального бюджета, должен также принимать участие в софинансировании программы.
- Наверное, еще какие-то условия ставятся перед субъектом федерации, который претендует на средства Фонда?
- Да, есть еще несколько моментов. Например, по работе на рынке жилищно-коммунальных услуг частных управляющих компаний. Есть условия по количеству созданных ТСЖ - то есть прописано, сколько ТСЖ должно быть создано на определенный момент. Федеральный законодатель, как известно, поддерживает создание ТСЖ, передавая постепенно жилфонд из рук муниципалитетов в частные руки.
Есть условие о прекращении дотирования муниципальных коммунальных предприятий. Но это условие подлежит четкому выполнению еще не сейчас, а с 2010 года.
Еще есть одно условие, оно затрагивает льготные категории граждан - должно быть обязательство, что муниципальное образование, а, следовательно, и субъект, перейдет на финансирование жилищно-коммунальных льгот в виде денежной выплаты с 1 января 2010 года. И еще одно условие в Архангельске уже выполняется: это перечисление субсидий на счета граждан.
В зависимости от количества ветхого и аварийного жилья определяется доля субъекта в общем объеме Фонда. И еще: если субъект претендует на получение средств из Фонда, на его территории должно быть не менее двух муниципальных образований, выполняющих все условия вышеуказанного закона и включенных в региональную программу.
Условия реальные, большинство из них Архангельском выполняется, и Архангельской области большого труда не составит попасть в список Фонда на 2008 год, не говоря уже про следующие года.
- Каков срок действия Фонда?
- До 2012 года.
- О расселении людей из ветхого жилья в программе что-то сказано?
- Говорится и о расселении. Но тут попроще. У нас комплексная программа развития была принята в первом чтении, и, я думаю, мэрия ее в сентябре-октябре внесет на окончательное утверждение.
- А что в законе говорится о разграничении земельных участков?
- Это как раз еще одно из условий. В законе по срокам оговорено, когда должно быть завершено разграничение земельных участков, к какому сроку у муниципального образования должен быть генплан.
У нас на сегодняшний день существует серьезная пробле-ма по отводу земельных участков под строительство. Земля в Архангельске пока не разделена по видам собственности. После того, как областная администрация выразила недовольство тем, как мэрия занимается выделением участков по неразграниченной земельной собственности, это больше не забота мэрии - -на основании областного закона.
Еще одна проблема есть. Горсовет со своей стороны также вмешивается в эту ситуацию, считая, что она развивается не так, как надо. Это стоимость аренды дополнительного земельного участка, необходимого при строительстве под размещение кранов и прочей техники, бытовых помещений и т.д. Мы со своей стороны уменьшили стоимость аренды этого земельного участка в два раза.
Но, к сожалению, не все прилагают усилия для удешевления строительства, повышения его доступности. Есть желающие и половить рыбку в мутной воде. Например, нотариусы. За год строится примерно 70 тысяч кв. м. жилья. Включая инвестирование собственных средств граждан. Практически, для регистрации каждого договора необходимо согласие супруга, которое по семейному кодексу удостоверяется нотариусом. Стоимость этой услуги определена в Налоговом кодексе и составляет 100 рублей (размер госпошлины), а нотариусы берут кому сколько заблагорассудится - от 600 рублей до одной тысячи. В год сумма, которую они вынимают из кошельков граждан и делят между собой, достигла уже одного миллиона рублей. Сейчас этот вопрос уже в суде, который, надеюсь, разберется в законности таких действий.
И напоследок, возвращаясь к программе. Мне хочется сказать, что если Архангельска не будет среди участников программы, значит, существующая власть не в состоянии работать на результат, и горожане сделают выводы.
Беседовала Марина ТРЕТЯЧЕНКО.
"По прошлому году было выделено порядка 12 миллионов на проекты и расселение. Теперь мы увеличиваем эту сумму в разы. По этому году порядка 40 миллионов. Но это очень мало. Например, по Северному округу в год мы ремонтируем три-четыре дома, а нуждаются в капремонте около 200. Так сколько мы будем их ремонтировать? Дома не достоят до расселения. А ведь нельзя забывать, сколько у нас домов фактически снесено, но люди не расселены, потому что мы не можем им предоставить жилья. Своими силами мы никогда не справимся. Вот почему нам просто необходимо получить средства из Фонда"
Василий Карасов, депутат городского Совета по избирательному округу №10 (Северный округ)