ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО СПРЕД
Оказалось даже, что для этого продукта есть особое название - спред. Понятие американское. Спред - это смесь из растительных и животных компонентов. Чтобы их смешать, требуется особая технология, с использо-ванием стабилизаторов и консервантов. То есть химии, которая не может быть полезна, особенно растущему организму. Да и навредить ребенку может, признают специалисты. Современный спред на вкус от масла не отличить. Правда, если бросить на сковородку, может превратиться в зеленоватую водичку. А вот по цене он практически в два раза дешевле. Килограмм натурального сливочного масла не может стоить меньше 200-250 рублей.
Но беда в том, что на спредах не пишут, что это спред. Наоборот, крупными буквами печатают, что это масло, что изготовлено оно с соблюдением ГОСТа 37-91 из высококачественных сливок. А проверить и уличить производителя в обмане -нельзя. По крайней мере, у нас в области, как, впрочем, и во многих других областях, нет необходимого лабораторного оборудования. А сертификаты у производителей в полном порядке, как и все другие, необходимые для обмана документы. Ни для кого не секрет, что все эти бумаги и печати стоят определенных сумм. Заплатил - и можно гнать масло, колбасу, йогурты и так далее из чего угодно.
В среду на "круглом столе", собравшем по молочной проблеме чиновников, торговлю, ученых, местных производителей молочной продукции и надзорные органы, так прямо и говорили, что в наших магазинах много чего неправильного, да проверить нельзя. А значит, и к ответственности не привлечешь. И людям не расскажешь, что и где у нас не так. И получается, что внешне, вроде, все благополучно. Кроме того, как оказалось, и некому наши права защищать. Роспотребнадзор проверяет продукты далеко не на всякую вредность, а только на самую явную. А кроме этого ведомства на стороне потребителя и нет никого.
Самая страшная проблема в том, что если мама, посмотрев на цену и каким-то чудом поняв, что настоящее масло столько стоить не может, не купит его своему ребенку, то детский дом купит. И больница, и детский сад. Потому что конкурс на оптовые поставки выигрывает тот поставщик, который за свой товар меньше запросит. И ничего изменить нельзя. Дети и больные все равно получат этот самый спред.
СКОЛЬКО СТОИТ НАСТОЯЩЕЕ МАСЛО
Хотя, как говорил робот-волшебник в известном детском фильме, найдется выход хоть один из всех безвыходных положений. Выход есть. Местный производитель, который сейчас не может вывезти из глубинки свое масло, самое настоящее, без стабилизаторов и консервантов. Их наши молочники не покупают. Пусть детские учреждения и больницы им обеспечивают. В тендерах разрешить участвовать только тем производителям, которые настоящее масло делают. А это, как говорят специалисты, можно легко определить по цене, если приборов нет. Меньше 200 рублей за кило - из участников конкурса вычеркивать. Так же поступать и оптовикам, забивающим полки наших магазинов.
Ведь владельцы торговых точек и сетей лукавят, когда говорят, что не в курсе того, сколько должно стоить настоящее масло. Хотя, это задачка для ученика начальной школы. По технологии, для изготовления одного килограмма сливочного масла требуется 20 литров молока. Стоимость закупаемого молока - 10 рублей за литр. Применяем действие умножения и получаем себестоимость натурального сливочного масла - 200 рублей за килограмм. К этому прибавляем расходы на перевоз, технологический процесс, зарплату, налоги, и другое. Получается ну никак не меньше 220 рублей. А еще торговая наценка. Поэтому не верьте тем, кто говорит, что брикет настоящего масла в 250 грамм может стоить 20 рублей. 45-50... не меньше.
Поэтому спреды на отдельные полки с яркими аншла-гами, чтобы все видели: ненатуральное масло. Так же и с другими неправильными продуктами. И зеленый свет местному производителю. Сейчас ему не дают на рынок выйти. Представители областных департаментов экономического развития и агропромышленного комплекса разводят руками: мол... из глубинки не вывезти, а если еще из-за реки, так и вообще, да и бумаг им ворох надо оформлять.... не смогут. Да они бы и смогли, только не дадут им. У нас же легко все оформляется только за деньги. Иначе несконча-емая чиновничья карусель с большой фигой в финале. Кроме того, дороги надо строить и дотации местному фермеру и производителю давать, кредитовать, всячески поддерживать. А иначе Москва нас накормит.
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.