- Константин Юрьевич, от вас я впервые услышала, что стратегия развития области и система образования взаимосвязаны.
- Смею предположить, если стратегия не предусмотрит изменения в образовании, весь документ получится ущербным и работать не будет.
- Объясните...
- Смотрите, скоро нам будут предложены стратегические сценарии развития области. После Нового года сформируется модель: какой область станет к 2030 году. В апреле будет разработана вся стратегия. Пока складывается печальная ситуация: речь идет лишь о четырех точках развития области - стандартный набор мероприятий, под который правительство может дать деньги. Это Архангельск, Северодвинск, космодром Плесецк и "южный коридор" - Котлас, Коряжма. Если не выносить эти стратегические сценарии на общественное обсуждение, не делать встречные предложения, остальная территория будет брошена на самовыживание. Чтобы этого не случилось, мы хотим предложить такой инструмент, с помощью которого в обсуждении сможет участвовать как можно большее количество людей.
- Какой инструмент?
- Несколько общественных организаций сейчас объединились в проект создания общественной информационной сети. Сама идея заключается в том, чтобы создать мощный сайт, на котором люди, работающие в Интернете и обеспокоенные вопросами развития области, смогут стратегию обсуждать. То есть такой динамичный интерактив, где будут аккумулироваться предложения общественности и формироваться общественная стратегия.
- Что должно получиться в сухом остатке?
- Сухого остатка не будет по определению. В результате должен получиться постоянно работающий механизм: первый этап - объединение интеллектуального потенциала области, второе - психологический этап, когда эти люди поймут, что они что-то могут и от них что-то зависит, третий - формирование стратегии области как таковой.
- Ну вот будет у нас на руках готовый документ "Стратегия развития Архангельской области на такие-то годы". Что вы хотите прочитать в нем об образовании и воспитании?
- В последние годы я буквально кричу: и образование, и воспитание нужно менять в корне! Я начинал свою карьеру как комсомольский работник, и уже тогда мы говорили, что, не занимаясь молодежными проблемами, власть ведет самоедскую политику, что через пятнадцать лет область окажется в кадровом провале. К сожалению, это оправдалось. И самое печальное, что мы не исправляем ситуацию, а усугубляем ее.
У нас нет понимания того, что подрастающее поколение - это ресурс. Как только кто-то из молодежи проявляет активность, его бьют по голове, чтобы не высовывался. Наша власть очень трепетно относится к собственному низкому уровню: попробуй, появись рядом кто-нибудь более толковый - сразу же задавят, выжмут. Нет конкуренции идей, нет конкуренции людей, нет конкуренции технологий...
Я на прошлой неделе встречался с педагогами, спрашивал у них: вот с перестройки двадцать два года прошло - что поменялось за это время? Где у нас блестящие кадры - известные экономисты, деятели культуры и так далее? Не говоря уж о том, что вся наша система образования осталась советской.
- Как это?
- Наша школа дает определенный объем знаний и требует от ребят поведения паинек, которое должно учителям понравиться. Она не учит решать проблему, то есть правильно формулировать задачу и проектировать ее решение. Сейчас занимаются с отличниками, которые не доставляют проблем, дают хорошие показатели. И никто не задумывается о том, что из мальчиков-отличников единицы "выживают" - многие спиваются...
А вот троечники никому не нужны. Приходит определенный возраст, они лидеры по жизни, и если их потенциал не реализуется, они начинают "чудить", находят другие выходы для своей бурлящей энергии. То есть мы сами выталкиваем их в подростковую преступность. А там таких ребят подхватывают с радостью...
- С какого возраста нужно начинать растить лидеров? С пеленок, детского сада, института? И какой именно этап образования важно изменить?
- Загвоздка в том, что менять надо все! У нас и семейного воспитания толком нет, все нарушено. Сын за отца не отвечает, понятие "семейный бизнес" только-только восстанавливается... В идеале ребят нужно "передавать" из возраста в возраст. По многолетнему опыту работы я знаю, что со студентом уже бесполезно работать, если его не научили грамотной общественной деятельности в школе. Но в школу дети приходят из детского садика, в котором тоже нужно все менять: некоторые специалисты считают, что в детсадах как раз и калечится подрастающее поколение, когда их заставляют по команде на горшки садиться - и никакой дифференциации, никакой свободы. Вот такая цепочка выстраивается.
- На конференции вы говорили, воспитанием должны заниматься в том числе и политические партии...
- В принципе, партийные организации с молодежными и детскими формированиями при них могли бы исправить ситуацию. Для этого с сохранением неидеологизированности в школе развиваются элементы гражданского образования и внедряются программы работы с лидерами. Партии, привлекая науку, развивая методики, создают четкую структуру для каждого возраста - с календарем, идеалами и авторитетами - подхватывают этих лидеров в свою сферу... Самое печальное, что сегодня в нашей стране ничего нельзя сделать.
Мне только два или три года назад специалисты нарисовали такой график: по активности в нашей стране лидируют 60-летние и 30-летние. А вот мое поколение, сорокалетние, которые на излете советской власти были воспитаны, когда нас отучали от активной деятельности, когда абсолютный цинизм царил в политике, - оно полностью потерялось. Это хорошо видно на предприятиях, в нашей администрации, в политической жизни. Активность проявляют либо 60-летние - по комсомольской инерции, либо молодые 30-летние депутаты и бизнесмены, которых специалисты называют "молодыми волками". Эти ребята четко знают, чего они хотят, а какими средствами - их не интересует. И они сейчас приходят к власти...
С учетом того, что уровень детской и подростковой преступности, как в других регионах, так и в нашей области, потрясающе высок, куда страна "свернет" - непонятно.
- Ну, так работайте с молодежью, меняйте систему... Или сама система не дает?
- Да, совершенно верно. Система сопротивляется. Система - это же чиновники. А у чиновников принцип: чем меньше активности со стороны народа, тем лучше. И мы, в свою очередь, перед чиновниками преклоняемся - вместо того, чтобы их контролировать. О каком гражданском обществе может идти речь?
Смотрите, во всем мире бизнесмен - это человек, который сам себя развивает, он сам по себе лидер. И только у нас бизнесмен - это человек, который придумал схему взаимодействия с чиновниками: с кем познакомиться, кому сколько "принести". Но если он "несет", если он дает взятку - он уже не лидер по определению.
- Но ведь всегда есть какие-то отправные точки, от которых можно оттолкнуться и начать изменять систему?
- Их нет. Бесполезно с чего-то отдельно отталкиваться - нужно системное изменение всех подходов к образованию. Поэтому, возвращаясь к началу нашего разговора, я и говорю: очень важно все эти процессы, или их отсутствие, публично и массово обсуждать.
Беседовала Светлана ГАВРИЛОВА.