В октябре прошлого года Николай Кузнецов играл в премьере сезона - "Божьи одуванчики". Его старый "химик" Шелест Томбовский - смешной и трогательный. Рейтузы- дудочки висели на его тоненьких ногах. Ноги сводило судорогой. Но зритель не видел. Не положено зрителю видеть боль актера. Тем паче - боль комика. Шелест Томбовский сказал: "Я ухожу". Отжив эту роль, несколько раз выйдя на поклон, Николай Иванович больше на сцену не вернулся.
Жизнь его была театром: комедия души переплеталась с драмой телесной болезни, мелодрама любви - с фарсом безденежья и равнодушия.
Николай Кузнецов выходил на сцену и становился родным каждому зрителю. Он играл, казалось, всегда: Тимофей ("Семейный портрет с посторонним" С. Лобозерова), Григорий Гусев ("Самозванец" Л. Корсунского), Ахов ("Не все коту масленица" А. Островского), Саня ("Прибайкальская кадриль" В. Гуркина), Шавердов "Не уходи" ("Кукушкины слезы") А. Толстого), Маргаритов ("Поздняя любовь" А. Островского), Фирс ("Вишневый сад" А. Чехова), Дробинкин ("Чиновник" ("Русские водевили" В. Соллогуба), Официант ("№ 13" Р. Куни), Шелест Владимирович ("Божьи одуванчики" А. Иванова). И список ролей можно продолжить.
Начало творческого пути Николая Кузнецова - молодежный театр Виктора Панова четверть века назад. Потом - учеба в ГИТИСе и, что ни сессия, утверждение на роль в театре или кино, репетиции, постановки, съемки. В течение трех дней после окончания сессии - пересдача экзаменов и все - на пятерки. Потом дома, в Архангельске, сцена театра драмы им. М.В. Ломоносова.
Участвуя в массовке одного из спектаклей постановки Симоняна, Николай среди зрителей разглядел свою судьбу. Николай так и говорил милой девушке: "Таня, я сразу понял, что ты будешь моей женой".
Через три дня большой (он никогда не был худым, только с приходом болезни изменился) и добрый Николай Кузнецов и красавица Татьяна подали заявление в ЗАГС.
До встречи с Николаем Татьяна в театре появлялась только как зритель.
- Мы, видно, очень скучали друг за другом, - вспоминает Татьяна, - и я, оставив работу хореографа, пришла в театр просить место, какое угодно. Вакантной оказалась должность костюмера. Так Николай и Татьяна стали работать бок-о-бок.
Работать вдвоем в одном учреждении культуры, значит, вместе не получать зарплату. Даже когда появилась дочь Женя, в театре сказали четко: "Родили ребенка - ваши проблемы". Как раз в этот год, самый тяжелый из всех для семьи 1997-ой, десять месяцев зарплату приходилось только ждать. Пока ждали, ели кукурузную крупу. Одну. Голова кружилась. Татьяна падала в обморок и в очереди на "молочку". А ребенка надо было кормить.
Но еще за неделю до появления на свет дочери, будущий отец сделал невозможное - ремонт в квартире.
- Он был такой счастливый, - рассказывает Татьяна, - появление дочери продлило ему жизнь.
А самой Женьке тоже был поставлен диагноз. Врачи говорили: "Не пойдет". Татьяна в мороз возила дочь в Центр восстановительного лечения. Она вспоминает:
- Женя встала в год, держась за кресло и трясясь, как новорожденный теленок - не сидела, не ползала. Посмотрела на меня, будто сочувствуя, что я очень устала, и пошла. Первые пять шагов Женька сделала в год и четыре месяца. А побежала впервые, когда гуляла с папой в театральном парке. Он так гордился, что именно с ним дочка забегала. Она на него и похожа: сядут вместе, склонят одинаково две белые головки. Да и первое слово Жени было "папа".
В садик и школу Николай Иванович ее водил, но стеснялся. Его ведь узнавали, автографы просили.
- Он у меня был очень стеснительный, - улыбается Татьяна, - Даже с трудом шел на контакт с журналистами. Накануне вручения премии Плотникова надо было дать интервью. А он - лишь бы ничего не говорить о себе, заявил: "Я просто артист".
К тому времени Николай Иванович около десяти лет боролся со своей болезнью.
Поликистоз - заболевание, при котором почти не работают почки, организм нуждается в так называемом гемодиализе.
- Он никого не "давил" своей болезнью, - говорит Татьяна, - Николай Иванович не любил жалости.
Трижды в неделю он ходил на переливания и после процедур направлялся в театр. Труппа знала: сегодня Николай Иванович придет позже, и ждала. Не было процедур - он приходил на репетицию раньше всех, за час до назначенного времени. Готовился.
У Николая Кузнецова был редкий сценический дар - комика. Публику он мог рассмешить буквально одним жестом, движением руки
- Столько в нем было смешного, - говорит Татьяна. - Его можно сравнить разве с Георгием Вициным и Луи де Фюнесом. Из своих ролей он очень трепетно относился к Фирсу в "Вишневом саде". Волновался и много готовился.
Николай Иванович Кузнецов первым в Архангельске был удостоен премии имени Сергея Плотникова.
Но даже получение этой премии было связано с одним из сильных ударов в его жизни. У Николая Кузнецова был пес, пудель Чак. Спутник на гастролях, член семьи. Он прожил много, умер от старости. Но смерть Чака потрясла Николая Ивановича. В утро перед вручением премии Плотникова лопата в руках Кузнецова вгрызалась в мерзлую землю. Николай Иванович хоронил друга.
Рассказала Татьяна и такой эпизод, который по прошествии времени воспринимается как комичный. Или трагикомичный.
Впервые за долгое время в театре дали какие-то деньги, и она купила говядины. Сварила суп. Настоящий, мясной. Налила общую тарелку. Сели с мужем напротив и стали кушать.
- Смотрю, - говорит Татьяна, - он бульон-то ест, а мясо легонько отодвигает. И я кусок не ем сама, Николаю же работать. Так и отправляли злосчастное мясо друг другу. Голод унизителен. Николай встал и говядину из тарелки вышвырнул прочь, в помойное ведро.
А в последнее время дочка стала понимать, что папа болеет.
- И как-то все старалась, - вспоминает Татьяна, - его успокоить, чтобы он засмотрелся в телевизор, сидя в своем кресле. Тихонечко подходила сзади и гладила. Он напряженно обернется и... как глянет на нее. Женя сразу делала недоуменный вид: "Что папа?".
Женя росла в театре. И первую роль дочки - одной из ибсеновских "куколок" - отец видел на сцене в тот самый октябрь 2006-го.
"Я родился под знаком рака, я от рака не умру", - говорил Николай Иванович. Хотя никто не верил, что когда-нибудь это может произойти. Выкарабкается и на этот раз - думали в театре. Он и прежде оказывался в больнице и справлялся. В этот раз он лежал в трех учреждениях. Неделя мытарств по больницам, шутки с медсестрами и врачами. Он все шутил. И курил. Удивлялись медики: откуда в нем столько мужества? Но быстро сгорел, за считанные дни.
В те дни вышел на экраны многосерийный фильм Николая Досталя "Завещание Ленина". Последняя роль в кино Николая Кузнецова. (А всего их у него было более двадцати).
Роль прихожанина в пределе отца Тихона. Эпизод на четвертой минуте второй серии - исповедь прихожанина отцу Тихону:
- Имя твое?
- Николаем крещен.
- Грехов много?
- Хватает. В церковь хожу редко...
- Это не грех. Что еще?
- Страх смерти. Холодный всепоглощающий страх. Особенно по ночам...
...В новом сезоне Николай Кузнецов должен был сыграть в спектакле "Вышел ангел из тумана...", который поставил на сцене областного театра драмы Петр Орлов. Он говорит:
- Я хотел, чтобы ангела сыграл Николай Иванович Кузнецов в паре с Людмилой Федоровной Быновой. Для них я придумал этот проект.
Спектакль посвящен памяти Николая Кузнецова. По старой русской традиции сбор от одного из премьерных спектаклей будет отдан семье Николая Ивановича.
Коллеги-актеры чувствуют: Николай Иванович по-прежнему рядом. Вот будто курит в стареньком кресле за кулисами, вот голос звучит среди других голосов...
Будто впрямь ангел. Но, чтобы сыграть его на сцене архангельского театра драмы ему не хватило жизни. Чуть-чуть...
Антонина ПОНОМАРЕВА.