Пьесу "Божьи одуванчики" написал красноярский режиссер и драматург Андрей Иванов. Признаюсь, не могла избавиться от ощущения, что он ее писал немного "левой ногой". Это типичная комедия положений - ну, когда слесаря принимают за жениха. Ему - о невесте, а он - о протекающей трубе. Пошловато, зато смешно. Потом, разумеется, падают штаны... И это бы ладно - многим нравится юмор типа "мордой в салат". А вот во втором действии автор вдруг решает заняться морализаторством, что так не вписывается в обозначенный жанр.
Но... Две наши актрисы, Ольга Зубкова и Людмила Бынова, сделали невозможное. Эту, в общем-то, банальную и примитивную пьесу они неожиданно подняли до высокого драматического звучания, сохранив "смешную" фабулу.
Особенно хотелось сказать об Ольге Зубковой. Она, в отличие, от Людмилы Быновой, давно не появлялась в главных ролях. И кажется, выйдя на сцену, выплеснула все, что накопилось за эти годы - всю неизрасходованную энергию, весь актерский пыл. А еще, глядя на игру обеих актрис, понимаешь, что такое настоящая актерская школа.
Сюжет прост. Героиня Зубковой - Анастасия Михайловна, бывшая актриса, - собралась помирать. Но не может оставить без присмотра свою младшую сестру Мальвину, которую как раз играет Бынова. И решает ее выдать замуж, с этой целью и обращается в брачное агентство. А дальше начинается уже упомянутая цепочка нелепостей и недоразумений.
В этой явно небрежно написанной пьесе есть вообще рискованные сцены. Например, когда Анастасия Михайловна, приняв одного из женихов за почитателя своего таланта, предлагает разыграть с ним сцену, где Джульетта и Ромео объясняются в любви.
Этого мнимого поклонника играет Николай Кузнецов. Кстати, только он появился на сцене - в зале уже раздались аплодисменты. Что говорить, характерный актер!
Герой Кузнецова - несчастный одинокий старик, которого зовут Шелест Вениаминович. Живет он в общежитии, где не может завести даже кота. И вот он попадает в иной мир, с иным ценностями. Принимает их мигом всем сердцем. И не боится быть комичным, играя юного возлюбленного. Он искренен и честен во всем. Может быть, впервые в жизни. В сегодняшний вечер он - ангел!
И не важно, что на него надели нечто с оборками (видимо, как раз для смеху). А старая, седая, слегка полоумная актриса, облачившись в пышное розовое платье с розами, в венок и накидку, взбирается на стол, на котором стоит стул, изо-бражающий балкон.
Ошибись здесь актеры хоть на йоту, спектакль просто бы погиб, вернее, он стал бы одной из пошлых антреприз петросяновского пошиба. Но Ольга Зубкова совершила чудо - она настолько убедительна, что невозможно не признать в ней Джульетту, как и в старике с трясущимися руками - Ромео. Ведь у них тоже все в первый и в последний раз. И впереди тоже смерть. И какая разница, сколько длится любовь - вечность или пять минут, - если это любовь?
Слесаря играют в очередь Валерий Колосов и Евгений Гусев. Я попала на Гусева. Вот он, по-моему, как раз честно играл "комедию положений". Очень мастерски, кстати. Поэтому вписывался в драматизм спектакля органично.
Тяжелее всего пришлось, в общем-то, интересному молодому актеру Евгению Нифантьеву, который играл брачного агента. Его Гриша фальшив изначально, но не "по жизни", а по воле автора пьесы. Недаром актер многие реплики проговаривает скороговоркой - по-другому этот текст говорить сложно.
Настоящий жених Алексей Ковтун внешне точен, а внутренне там и играть нечего - поэтому достаточно того, что он меряет шагами жил-площадь.
Есть в спектакле весьма приятные находки. Оформление, которое начинается с афиши и программок в виде старой газеты "Советская культура". На стенах квартиры - подлинные снимки красавицы Ольги Зубковой в разных ролях. Здесь она буквально сливается со своей героиней, что придает особый трогательный оттенок всему действию. "Вечный Путин" на экране черно-белого телевизора, кивком приветствующий хозяйку - так пойман момент его выступления. Квартира, превращающаяся в Верону во время той самой рискованной сценки, а также в конце спектакля. В эту виртуальную Верону уходят все, даже Гриша Выхухолев. Перед мечтой о прекрасном все равны. Многие зрители искренне вытирают слезы. Комедия-то грустная и нелепая. Точно, как наша жизнь...
Стоит ли удивляться, что все билеты проданы уже на несколько спектаклей вперед?
Светлана ЛОЙЧЕНКО