"МАЛО КТО ЗНАЕТ, КЕМ МЫ РАБОТАЕМ"
Нам разрешают посмотреть, как караул готовится к службе. Фотографироваться сотрудники службы отказываются категорически.
- У нас полстраны в системе, полстраны сидит, сами знаете. Все мы в одном городе живем, - объясняет Сергей, один из конвоиров. - У нас зачастую друзья и соседи не знают, кем мы работаем.
Конвоиры обязаны быть сильными и выносливыми. Раз в месяц в отделении профессиональной подготовки на контрольно-проверочном занятии они выполняют необходимые нормативы. Например, на "отлично" нужно 17 раз подтянуться, пять раз выполнить комплексное силовое упражнение (четыре упражнения по 10 раз каждое), пробежать "челночным бегом" 10 раз по 10 метров за 25 секунд... В обязательную спортподготовку входит также рукопашный бой. Именно поэтому, наверное, в Управлении немало спортсменов.
Серьезные требования предъявляются и к кандидатам, устраивающимся на работу. Во-первых, человек должен отслужить в армии, иметь среднее образование и быть гражданином Российской Федерации. Помимо тестирования физических данных он проходит полное психологическое тестирование, а также медицинский осмотр, затем специалисты отдела кадров собирают так называемое досье на кандидата - делают запросы в необходимые структуры, узнают, не "отличался" ли человек поведением на службе, в семье и в быту, не привлекался ли к уголовной ответственности... И только после этого кандидат может стать конвоиром.
ВАГОН С КАМЕРАМИ
Управление конвоирования было создано в январе 1999 года. До этого аналогичной работой занимались внутренние войска МВД России.
Задача конвоира - доставлять заключенных и осужденных к местам отбывания наказаний, то есть в исправительные учреждения, и сопровождать их по маршрутам конвоирования. Есть железнодорожные маршруты, а есть автомобильные. В настоящее время конвоиры перевозят осужденных и лиц, заключенных под стражу, по пяти плановым железнодорожным маршрутам (по Архангельской области и за ее пределами) и по четырем плановым автодорожным (по области). В месяц осуществляется около двадцати перевозок. Работы у конвоиров много - каждый день у людей вступают в законную силу приговоры, и в течение трех дней осужденных нужно перевезти из следственного изолятора в места отбывания наказания.
По железнодорожным маршрутам заключенных перевозят в специальных вагонах. В настоящее время таких четыре штуки. В будущем году начальство обещало еще один, современный, спецвагон - с биотуалетом, душем, в общем, оборудованный по самому высшему классу.
Внутри ныне имеющихся спецвагонов, как в обычных купейных, - длинный коридор от начала до конца, но вместо купе - камеры, а вместо дверей в купе - решетки, которые раздвигаются в стороны. Есть большие камеры, есть малые. Всего в них помещается 75 человек, которых полагается охранять конвоирам.
Заключенные при посадке в камеры делятся по категориям - женщины, несовершеннолетние, подследственные, осужденные, туберкулезные больные, страдающие психическими заболеваниями... Каждая категория перевозится отдельно. Как признаются сами конвоиры, тяжелее всего им бывает с несовершеннолетними.
Спецвагоны прицепляются к обычным поездам. И часто люди, едущие в этом поезде, даже не замечают, что в соседнем вагоне перевозят заключенных. Ведь прием и высадка производится не на перроне, при обычных пассажирах, а в специальном месте и при специальной расстановке караула...
Работать по маршрутам каждому караулу приходится до трех раз в месяц. Самый протяженный маршрут продолжается трое суток. В течение почти всего времени вагон забит до отказа. Работы много, режим напряженный - спать можно через каждые шесть часов по полтора.
Есть в составе караула и свой повар. Иногда и блинами балует.
Кстати, обслуживает спецвагон самый обычный проводник, один из таких, которые работают и в гражданских вагонах. Он убирает, моет вагон, готовит кипяток - в общем, выполняет свои стандартные должностные обязанности. Кстати, среди проводников, как водится, много женщин.
- А особые случаи были, попытки побега, например? - интересуюсь я.
- Были, конечно, - серьезно отвечает один из конвоиров. - В 2006 году группа осужденных из девяти человек выломала в спецвагоне стенку во время вывода в туалет, захватила личный состав, требовала вертолет и миллион долларов.
Я смотрю на него круглыми глазами и понимаю, что он шутит, только когда слышу дружный смех его коллег.
- Нет, попыток побега у нас, к счастью, не было! - успокаивает меня его сосед. - Инциденты случаются, но пустяковые. Например, пытаются перевезти запрещенные предметы, просятся в туалет в неположенное время или начинают требовать кипяток в пять утра.
В туалет, кстати, заключенные выводятся по одному в сопровождении двух конвоиров. Вывод в туалет целого вагона, семидесяти человек, занимает около трех часов.
Из спецтехники у конвоиров - огнестрельное оружие, каски, газовые баллончики, бронежилеты... Но применять все это, к счастью, приходится очень редко. Пистолеты, к слову, вообще не доводилось использовать - только газовый баллончик несколько раз.
Приходится конвоирам ездить и в служебные командировки на Северный Кавказ. Стандартная командировка в Чечню, например, длится 100-120 дней. В республике два следственных изолятора, и колесить караулу приходится от одного ее края до другого.
МАШИНЫ УФСИН ПУТАЮТ С "ХЛЕБОВОЗКАМИ"
Нас ведут в гараж и показывают спецавтомобили для перевозки заключенных. Это еще совсем новая "газель" (вмещается 7 заключенных) и ГАЗ 3309 (на 21 заключенный) в количестве десяти штук. Внутри есть система видеонаблюдения "Незабудка", есть сигнализация... Номера ничем не отличаются от обычных, а автомобили чем-то напоминают "хлебовозки". Именно поэтому, наверное, сотрудники ГИБДД часто останавливают спецавтомобили и просят водителя показать лицензию на перевозку хлебопродуктов.
- А вот в этой машине мы недавно Александра Викторовича перевозили, - показывают нам автомобиль, в котором был конвоирован мэр Архангельска Донской.
Перевозить приходится и бывших одноклассников, и бывших сослуживцев, и бывших учителей, и знакомых, и друзей, и мэров, и депутатов... В общем, приходится выполнять свою работу, за которую, кстати, конвоиры получают около пятнадцати тысяч рублей в месяц. Про пайки можно и не говорить. Собак в Управлении кормят на шестьдесят рублей в сутки, а конвоиров - на двадцать...
Марья ЛОГИНОВА