ПОДГОТОВКА
Не секрет, что накануне путча в кругах радикально настроенной интеллигенции доминировала идея крушения СССР. Как выразился один из представителей Межрегиональной депутатской группы, "эта империя должна рухнуть, ибо все империи рухали".
Основания для подобного рода "открытий" имелись серьезные. Вот официальная статистика по шести годам "ускорения и перестройки", объявленным Горбачевым.
Дефицит госбюджета страны составлял в 1985 году 13,9 миллиардов рублей; в 1990 - 41,4; а за 9 месяцев 1991 - 89.
Государственный внутренний долг: 1985 - 142 миллиарда; 1989 - 399; 1990 - 566; за 9 месяцев 1991 - 890 миллиардов рублей.
Золотой запас сократился с 2 тысяч тонн до 200, внешний долг возрос практически с нуля до 120 миллиардов долларов.
До окончательного краха оставался шаг.
РЕПЕТИЦИЯ
Январские события 1991 года в Литве вполне обоснованно можно назвать "рабочим прогоном" ситуации, сложившейся в Москве семью месяцами позже.
Расклад сил в Литве был следующим: с одной стороны - режим Ландсбергиса, состоявший из союза либерально-демократических и националистических сил, с другой - основные кадры промышленности (в основном русскоязычные) плюс литовские крестьяне, недовольные планами приватизации земли и ее возвращения прежним владельцам.
Что сделал Ландсбергис? Спровоцировал взрыв возмущения резким подъемом цен, объявленным к тому же в день православного Рождества. Через несколько дней изрядно "подогретая" толпа пошла громить парламент, подходы к которому в этот день по странной случайности не охранялись. В дверях парламента толпу облили кипятком из системы отопления. В ответ люди с заранее припасенными камнями начали бить стекла.
Радио Литвы тут же призвало население "вставать на защиту парламента". И лишь когда тысячи человек были расставлены по нужным местам, вмешались подразделения КГБ: стреляя вхолостую, лязгая гусеницами и утюжа легковые авто, танки с грохотом двинулись на штурм Вильнюсской телебашни.
Большего маразма придумать было нельзя: рядом, в Каунасе, продолжал вещать мощнейший телецентр; в Вильнюсе же взявшие телебашню "оккупанты" даже не отключили автоматические радиопередатчики, призывавшие народ на баррикады.
В результате - 14 погибших (кто их убил, следствие так и не выяснило, хотя очень хотело повесить жертвы на военных), национальный траур, практическая ликвидация компартии Литвы и получение Ландсбергисом тотальной власти.
ПРЕМЬЕРА
Остановимся на фактах, обычно остающихся вне схемы юбилейных репортажей и обзоров.
Официальные материалы свидетельствуют: в заговоре участвовала ВСЯ команда Горбачева, за исключением его самого. Вся верхушка государственной власти СССР оказалась задействованной в путче, а Михаил Сергеевич тем временем купался в море. Как отмечали позже многие специалисты, в частности директор НПО "Сигнал" Валентин Занин, версия о якобы разрушенном в Форосе узле связи не выдерживает критики: "Изоляция живого и несвязанного президента возможна только при демонтаже основного оборудования, изъятии его и вывозе, чего не было сделано. Это случай добровольного невыхода на связь".
Повторимся, что мы лишь фиксируем факты. Поэтому не рассуждаем, кто из первых лиц в этой игре согласился быть ферзем, кто пешкой, а кого использовали "втемную".
КАК "ПУЧИЛИ" ИМПЕРИЮ
19 августа события в Москве преподносились как военно-государственный переворот. Танки и БТР действительно расположились около "политических центров". Однако солдаты спокойно общались с народом, а для особо любопытных демонстрировали пустые рожки автоматов. Всё это напоминало киносъемку.
Характерна оценка, данная расстановке сил возле Белого дома Героем Советского Союза, командиром легендарной "Альфы" Виктором Карпухиным: "На площади около 30 тысяч людей. Никакой злости не было ни против них, ни против тех, кто в Белом доме. Воевать с ними было все равно, что волку с курицей".
Никто и не воевал. После разгона ГКЧП газеты утверждали: "Руководители переворота в те три дня упорно вели себя как полные идиоты". Но это объяснение нелепо. Весь мир знает молниеносные операции по взятию Праги в 1968 году и Кабула в 1979-м. Менее известно, что под началом КГБ в Польше всего за одну ночь была парализована огромная, разветвленная система "Солидарности", а в Румынии проведена блистательная операция по свержению Чаушеску. В конце концов, развертывание двух танковых дивизий в самой Москве 19 августа прошло безукоризненно: на дорогах не было ни одного ЧП.
К середине того же дня ТВ транслировало выступление Ельцина на танке, а радио на нескольких волнах призывало граждан к всеобщей политической забастовке. На эти призывы, по сути, никто не откликнулся: в столице не бастовало ни одно предприятие.
Границы не перекрывались, аэропорты принимали и выпускали самолеты во всех направлениях, в "независимых СМИ" работали все виды связи.
Параллельным курсом у Белого дома стали устанавливаться баррикады. Как в Вильнюсе, на наиболее видных местах. Конечно, тысячи энтузиастов-добровольцев об этом не подозревали (и не должны были подозревать).
Пожалуй, еще больший драматизм царил внутри Белого дома. Все помнят о виолончелисте Растроповиче, "державшем оборону" с Калашниковым наперевес. А вот "Дневник из осажденного парламента" сотрудника Верховного Совета РСФСР Хабирова:
"21.08.91. Стоит страшное спокойствие. Неясно, кто и что задумал... Саша Любимов назвал эту, чего уж таить, жуткую тишину во мраке войной нервов. Верно. Молодец мужик... Договорились о месте и времени встреч в случае подполья. Уйдем с оружием. Видимо, уже иначе нельзя".
Спокойствие, само собой, может быть "страшным", а тишина - "жуткой". Однако за дни путча было ненадолго арестовано только два (!) человека: депутат Гдлян, сделавший себе имя на антикоррупционной войне против номенклатуры (ни одно из его "громких" дел впоследствии даже не дошло до суда), и один из лидеров независимого профсоюза военных.
Теперь о жертвах. Трагедия случилась во время ВЫВОДА танковых частей из города. Бронетанковый патруль, двигавшийся в ночном туннеле по Садовому кольцу, оказался рассеченным надвое: передние БМП прошли вперед, путь задним преградили троллейбусы при помощи автокранов. Брезентами машины ослепили и с помощью бензина подожгли. Механика-водителя, выскочившего из одной из машин, подожгли тоже.
Итог: трое погибших - один попал под ослепленный и горящий БМП; второму в голову попал осколок пули, которая при выстреле одного из солдат в воздух ударилась о крышку люка и раскололась; третий убит пулей, которую так и не нашли. А уцелевшим БМП был дан приказ выдвигаться "на защиту Белого дома".
Потом в Москву вернулся Горбачев. КПСС была низложена, империя - обречена.
ЭПИЛОГ
Уникален процесс наказания заговорщиков. Путчистам предъявили обвинение в "измене Родине", статья 64 УК РСФСР, которая гласит: "Деяние, умышленно совершенное гражданином СССР в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности страны". Даром, что при любых трактовках их мотивов признавалось, что "злодеи" действовали ради сохранения Союза.
За эти годы было много аналитики о том, что мы приобрели и потеряли после тех странных августовских дней. Ряд позиций общепризнан.
Плюсы:
- Отмена шестой статьи Конституции, закреплявшей монополию КПСС на власть (хотя от созданной многопартийности воротит всех, включая и народ, и Кремль, и всем известно: это лишь "демократическая ширма", атрибут для приобщения к западной цивилизации);
- Крушение "железного занавеса" (платежеспособные граждане стали "выездными");
- Высвобождение экономики и ее рыночных структур из-под опеки государства (товарный дефицит исчез, зато количество стабильно работающих предприятий уменьшилось на несколько порядков).
Минусы:
"Парад суверенитетов" (к чеченским войнам, стоившим стране как минимум десяти Афганов, добавились конфликты на этнической и религиозной почве);
- Утечка капиталов на Запад (помимо капиталов, это таланты и лучшие кадры);
- Обнищание большинства населения, особенно старших поколений ("обнищание", пожалуй, самый мягкий термин);
- Развал СССР.
Советский Союз - единственная в мировой истории империя, добившаяся гигантских достижений за столь короткий срок. И единственная из империй, за столь короткий срок погибшая. Продолжительность жизни Союза вполне сопоставима с человеческой. Но если люди уходят в 74 года зачастую по естественным причинам, с империями так не бывает. Единственное исключение - процесс, который можно было наблюдать 15 лет назад.
Олег ГРИГОРАШ, фонд Перспектива, www.arperspectiva.ru