И снова, как всегда, благие намерения завели в тупик. Потому что, прежде чем требовать уменьшения выбросов и наказывать за загрязнение, надо бы для начала узнать всех загрязнителей в лицо и реестр со всеми качественными характеристиками составить. У нас в области до сих пор такого нет. У нас прямо по Райкину-отцу, никто не знает, кто, чего и сколько.
До сих пор неясно, что в нашем воздушном коктейле чьё. Прежде чем понять, осознать, суммировать, поделить, а потом наказать... хотя бы штрафом, надо сначала измерить. Но пока никто не знает, кто это должен делать, чем и у кого. Взять хотя бы ту же свалку. Все специалисты сходятся в одном - вредна! Но ее долю вредности в общем потоке назвать не могут. Чтобы ее выделить, надо знать доли других.
А у нас для измерений оборудования нужного нет. Это уже притча во языцех. Специализированных лабораторий, готовых сделать необходимые анализы, у области не существует. Пара ведомственных может далеко не все. К примеру, доказать, что ТЭЦ несколько месяцев травила город, Ростехнадзору не удалось, с приборами проблема. Кроме того, в список предприятий, обязанных во время неблагоприятных погодных условий значительно снижать выбросы, внесены лишь предприятия четырех городов: Архангельска, Коряжмы, Новодвинска и Северодвинска. Получается, что савинский цементный завод, кочегарки области, транспорт во время штиля, к примеру, когда вся гадость концентрируется как раз над нашими головами, и не обязаны сокращать свои выхлопы. Не отнесены они к опасным объектам.
Да и те, которые в списке, выполнять предписания экологов не торопятся. Рапортовать-то правильно рапортуют, а на самом деле, мощности сокращать, снижая прибыль, и не собираются. Знают, что за руку их поймать сложно. Особо некому и нечем. К тому же проверяющих на предприятия чаще всего не пускают, ссылаясь на внутренний режим. В результате, во время неблагоприятных метеорологических условий в городах, кроме всего прочего, часто зашкаливает сероводород, метилмеркаптан и формальдегид.
Координационный совет в ответ на полученную информацию снова заговорил о так называемых подфакельных наблюдениях. Мера, сама по себе, исключительно верная, прямо под трубами, в том числе и выхлопными, измерять уровень гадости со специальными приборами. И тут уж предприятию не отвертеться. Нарушил - плати огромный штраф. Нет - спасибо, что не отравил. Но просто разговоры, даже на самом высоком уровне никогда к решению проблемы не вели. Вот так и на этот раз.
Для подфакельных замеров, как и для многих других, нужна сначала материальная база. Очень немаленькая. Чтобы на нее лабораторию создать, приборы и технику купить, специалистов нанять. Члены координационного совета предложили экологические штрафы на это потратить. За полгода их собрано полтора миллиона. От лаборатории польза прямая, либо здоровье нам сохранит, либо штрафных денег в бюджет сильно подбросит.
Депутат Белокоровин обещал поддержку в областном парламенте. Только вот вряд ли мэры городов, в чьи дефицитные бюджеты поступают эти деньги, согласятся расстаться с ними в пользу лаборатории. Ребус. Видимо, за его решение стоит назначить премию.
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.