Первое вышло 10 лет назад. Оно вызывает много споров и разногласий. Да и многие сведения устарели. Наконец-то представилась возможность все исправить. Администрация области инициировала издание книги, и даже некая сумма на это дело в бюджете 2006 года предполагалась. Правда, депутаты на последней сессии экологическую программу зарубили. Комитет по экологии успел профинансировать только летние полевые работы по подсчету и учету живности.
Ученые кое-что смогли, но у них есть большие опасения, что снова книга будет составлена практически "на глазок". Средства на скрупулезные исследование видового состава нужны серьезные. Архангельская область в части биологического разнообразия - малоизученная территория. Кого, где и сколько - точно никто не знает. Как сосчитать новоземельских северных оленей и белых медведей? Только для того, чтобы поехать туда, деньги надо выложить немалые. Вот и не считаны они. Буквально автоматом в Красную книгу занесены.
Количество белок-летяг определяют как-то хитро, по шкуркам убитых охотниками зверьков. А кожанов и ушанов (летучих мышей) вообще никто не считает. Поэтому ученые на распутье - оставлять их в книге или вычеркнуть за тучностью стад. Проблем нет только с неведомой равнозубой бурозубкой. Ее судьба почему-то решается в соседней Карелии. Если там ее в книгу включат, то и нам надо бы включить.
Десять лет область охраняет ежей и зайцев-русаков несмотря на то, что в наших лесах их никто давно не встречал. Другая "краснокнижнца", енотовидная собака, завезенная к нам "насильно", не прижилась, но пара-тройка особей где-то все-таки бродит. Опять дилемма - что с ними делать? А вот разбойница американская норка, сбегая из зверосовхозов Карелии, буквально извела нашу, европейскую. И последняя превратилась в исчезающий вид.
Барсук страдает от человека из-за своего ценного жира. Вообще на совещании биологи вывели особую классификацию животных, в которую входят декоративные, лекарственные и пищевые, они-то как раз и уничтожаются людьми.
В орнитологии все еще сложнее. Птиц давно никто целенаправленно не пересчитывал. И никто не знает, кого следует считать для книги, а кого нет. Приняли волевое решение - залетных игнорировать как случайных, остальных принимать во внимание. Из рыб зав. лабораторией ПИНРО И. И. Студенов предложил охранять только многотычинкового озерного сига, по остальным реальных сведений маловато.
Ученый считает, что надо подождать десять лет и изучить ситуацию. Иначе может случиться катастрофа. Промысел "краснокнижников" запрещен. И виды, считающиеся редкими в целом в России, у нас без вылова могут стать сорными и захватить водоемы. Как это делают уже южные карповые. Потепление климата располагает. Тогда мы потеряем все рыбное ценное, что у нас есть.
Из всего сказанного на совещании пока ясно только одно: Красная книга области во втором издании сильно похудеет. Ни денег, ни времени на большие исследования нет, поэтому в списки внесут самые бесспорные живые редкости.
Елена ДОИЛЬНИЦЫНА