Жизнь в захолустной пинежской деревне Шотогорка всегда протекала по-сельски размеренно и неторопливо. Можно сказать, даже скучно. Но только до недавнего времени.
Тамошнюю жизнь всколыхнул обычный местный девятиклассник. Всколыхнул, сам того не желая. Теперь Шотогорка на слуху не только у всего Пинежского района - про нее говорят и в столице. А за последние несколько дней деревню, ставшую внезапно знаменитой, посетило столько народу, сколько, пожалуй, не бывало там и за прошедший месяц. Героя, прославившего свою вымирающую малую родину, зовут Илья Харин. Или, как теперь ласково называют его родители, "местный йети".
Именно он вместе со своим другом Тимуром Лисицыным оживил миф о гоминоиде. Или просто "снежном человеке". Мы не могли не познакомиться с мальчиком, который нечаянно нагнал страху на полрайона и ввел в заблуждение бывалых охотоведов.
К Шотогорке мы подъехали глубокой ночью. Вокруг не было ни единого огонька, только зловещие силуэты деревьев. Казалось, если йети где-то и обитают, то, скорее всего, здесь. Деревня раскинулась на левом берегу песчаной Пинеги. Илья уже ждал нас с лодкой на правом. Без лишних слов он умело переправил нас через реку и провел до своего дома. Каким-то удивительным образом, ориентируясь в кромешной тьме, он, в отличие от нас, не запинался за корни деревьев и не ступал в лужи.
- Да он же знает здесь все, как свои пять пальцев! - услышав это, засмеялась его мама Надежда Васильевна. - С закрытыми глазами пойдет - не запнется. Такой вот местный йети...
Называть так сына родители стали не так давно. Их телефон неожиданно вдруг начал разрываться от звонков односельчан. Все задавали один и тот же странный вопрос: а существует ли "снежный человек"? Дело в том, что Илья Харин скромно заявлял, что сенсационно обнаруженные недавно следы йети - всего лишь отпечатки его ног.
Тем временем, известие о новом появлении гоминоида в Архангельской области достигло столичных криптозоологов. Фотографии следов разлетелись по всей стране. Вездесущий Андрей Малахов пригласил обнаружившего следы шотогорского охотника Леонида Скоморохова на съемку передачи "Пусть говорят!" Взбудораженные местные охотоведы давали комментарии не менее взбудораженным СМИ. Еще не слышавший признания мальчика директор северного филиала ВНИИ охотничьего хозяйства и звероловства Владимир Корепанов заявлял, что подделать такие следы (особенно предполагаемый отпечаток руки с ногтями) может только знатный специалист, да и то не каждый.
- Задние конечности еще можно притоптать, свою ногу наложить, но переднюю подделать никак нельзя. Нужно знать не только зоологию, но и анатомические особенности, - вместе с нами рассуждал Владимир Иванович накануне нашего визита в Шотогорку. - Я четко вижу, что это не медвежий след. У него когти не такие - тоненькие. А тут явно ногти, которые никто не стрижет. Если, конечно, это не медведь-урод, у которого такие когти, узкая лапа и столь широкий шаг (обычно 60-70 см, а тут полтора метра)... Такое реально. Ведь медведи, как люди, непохожи один на другого. А может, и действительно некто прямоходящий прошел?..
У ошарашенных сенсацией охотоведов даже родилась версия возможных событий. Предполагалось, что йети были вдвоем. Они задумали направиться к реке, а после - в сторону закарстованной территории, где они собирались спрятаться или залечь в спячку. Но их что-то спугнуло, то ли пожары, то ли шум на известковом карьере, расположенном неподалеку. В результате они пошли обратно в лес. На дороге один из них поскользнулся и ему потребовалась дополнительная точка опоры. В результате на дороге появились отпечатки сжатой в кулак руки. И никто не мог подумать, что следы принадлежат вовсе не йети, не медведю с аномальной стопой и даже не забывшему постричь ногти бомжу (некоторые считали и так!), а обычному шотогорскому мальчишке.
- Мы тогда просто в лес пошли за грибами, - стеснительно улыбался Илья, когда мы пересказывали ему предположения специалистов. - Просто пробежались босиком, а ногти ножиком подрисовали. Ничего особенного. Давно дело было, еще в конце июля. Я уж и забыл, а их только обнаружили...
Вместе с Ильей мы отправились "по следам снежного человека" - туда, где дорога сплошь утыкана веточками-ориентирами, а наделавших шуму отпечатков давно не видно из-за многочисленных следов приходящих поглядеть на диковинку местных жителей и заезжих специалистов. Там, прямо на месте, мы и увидели собственными глазами, что называется, сам процесс рождения чуда.
Немного поотнекивавшись, Илья все же снял сапог, носок и наступил голой ногой в кашеобразную осеннюю грязь. Раз - и на дороге появился отпечаток мальчишеской ноги 44-го размера. Потом взял нож и безо всяких ухищрений что-то "наклепал" на земле его острием. Два - появились отпечатки нестриженых ногтей. В общем, пара мгновений - и след "снежного человека" готов. Можно вызывать столичных криптозоологов.
Самое удивительное, местные жители существование йети не отрицают. Хотя прекрасно знают, что следы оставил не гоминоид, а их односельчанин. Посмеиваются, но все же Хариным звонят, чтобы уточнить: а правда ли это Илья шуму натворил, а не лесной троглодит? А бабульки в лес далеко от деревни боятся заходить. От греха подальше...
Илья же стал настоящей местной знаменитостью. Идет он по деревне - а вслед веселые, добрые шутки о "снежном человеке". В шотогорской школе тоже радостное оживление. Учителя даже освободили Илью на день от уроков, чтобы тот продемонстрировал нам свое умение вводить охотоведов в заблуждение. И привлекать к своей вымирающей малой родине хоть какое-то внимание заезжих гостей.
Марья ЛОГИНОВА.