Мы зашли в эту школу в самый разгар учебного дня. Обычное деревенское здание - весьма еще крепкий одноэтажный деревянный дом. Но с совершенно непритязательным фасадом. Внутри тихо. Скоро закончится второй урок...
На первой двери справа висит табличка "Учительская". Когда мы спрашиваем у сопровождающего нас ученика, где располагается директор, он недоуменно протягивает: "А тут все вместе..." То есть отдельного кабинета у директора, Николая Арсеевича Никифорова, нет. Да и зачем? От кого отгораживаться? Все здесь друзья, соседи или родственники. Вечером картошку бок о бок копают, утром - учат или учатся.
Класс из пяти учеников (девятый) по тамошним меркам - гигантский. Во втором, третьем и седьмом классах - по одному человеку, в восьмом - трое, в остальных - по двое. Сейчас на девятнадцать учеников - девять учителей и одна вожатая. По словам директора, штат учителей полностью укомплектован. Но все же первый и четвертый классы занимаются в одном кабинете одновременно и под руководством одной учительницы.
- Настоящих вундеркиндов воспитываем! - смеется учительница Ирина Петровна Скоморохова. - Двое моих первоклашек на уроках слушают еще и учебный материал четвертого класса. А что делать?
В прошлом году в школе было трое выпускников. Вместо них пришли всего двое первоклассников. Нынешние девятиклассники сдадут летом экзамены, и школа опустеет еще на пятерых. А первоклашек в новом учебном году не намечается.
Закройся сегодня школа, завтра жизнь в Шотогорке практически остановится. Деревня лишится части населения (большинство учителей - приезжие), местные потеряют работу, ребята - право получать образование. А кто еще займется организацией праздников в сельском клубе? Между тем, с этого года в деревне нет детского садика. Несколько малолетних ребятишек остались неприкаянными. Ходят с родителями на работу. Например, учитель географии и биологии Светлана Владимировна Харина в школу - сынишка следом...
"Держимся руками и ногами!"
- Мы ждем, когда заработает сельское хозяйство. Все замерло. Ждем, когда правительство повернется лицом к народу. Когда заработают обещанные льготы. У нас ведь и люди работящие есть, которые готовы трудиться! Только вот в России как: перед тем, как что-то построить, сначала принято все разрушить, - рассказывает про деревенские беды-чаяния директор Николай Никифоров. - А сколько сейчас учителя в нашей стране зарабатывают! У нас средняя зарплата - 6-7 тысяч рублей. Но это с северными! Без них получается около двух с половиной тысяч. Смешно! А ведь учителя детям знания дают, новое поколение воспитывают!
Шотогорская школа - структурное подразделение Пиренемьской. До нее двадцать километров. Но ни у кого нет соответствующей техники и денег для содержания этой дороги в надлежащем состоянии. Поэтому во время распутья ее размывает так, что не пройти-не проехать. Весной и осенью грязь, уверяют местные, абсолютно непролазная. А зимой шалит метель: сугробы по пояс, разве что на буранах гонять.
И выходит, к счастью, что проблема с доставкой ребятишек в соседнюю школу пока неразрешимая. К счастью, потому что шотогорскую в таком случае не закроют. Даже если в ней останется не четырнадцать, а четыре ученика.
- Понимаете, росчерком пера это сделать очень просто, - вздыхает Николай Арсеевич. - А как тогда наши ребята? Поэтому и боремся, как можем. Всеми руками и ногами. На будущий год еще точно будем работать. А там посмотрим... Пока стоим на федеральном бюджете, еще держимся. Если переведут на местный, заглохнем.
Звучит звонок с урока, и из дверей кабинетов выглядывают любопытствующие детские лица. Смотрят на нас, хихикают, смущаются, прячутся обратно и снова выглядывают. А как же, интересно! Не каждый день в школе гости! А я только во время перемены, когда вокруг радостно носятся мальчишки и девчонки, а учителя пишут что-то на доске мелом для следующего урока, понимаю, что все здесь нормально. И нисколько эта школа не ущербная. Абсолютно нормальная, просто маленькая! И закрывать ее нельзя хотя бы потому, что в этом году она отмечает свой столетний юбилей. Обидно прерывать историю на такой солидной дате.
Марья ЛОГИНОВА.