Сам порядок так или иначе должен был появиться. Еще в июле было принято Постановление федерального правительства, котором определяется порядок предоставления служебного жилья. Причем определен очень жестко. Во-первых, основой для получения служебного жилья является наличие трудовых отношений с местными органами власти или с муниципальными учреждениями. Во-вторых, сами эти квартиры должны быть зарегистрированы в органах госрегистрации именно как служебное жилье. Понятно, зачем это сделано - чтобы исключить какие-либо манипуляции со служебными жильем. Например, приватизацию квартиры, полученной в качестве именно служебной на время работы в органе местного самоуправления, или в муниципальном учреждении, или предприятии.
Мэрия же Архангельска, если судить по проекту документа, допустила ряд характерных ошибок.
Скажем, сначала в документе говорится о том, что служебные помещения предоставляются лицам, проходящим муниципальную службу, или лицам, которые работают в муниципальной милиции. Но в приложении конкретизируется этот перечень. И там речь идет уже немного об ином - упоминаются люди, которые не являются муниципальными служащими - например, работники муниципальных учреждений, работники служб, которые также не являются органами местного самоуправления. Какие могут ждать город последствия, если документ будет одобрен, поясняет заместитель председателя горсовета Александр Иванов:
- Такой легкий подход дает возможность вселять в служебные квартиры лиц, которые не состоят в трудовых отношениях с органами местного самоуправления, а состоят, например, с муниципальными учреждениями, но это неправильно. В этом случае сначала надо передать во владение муниципальному учреждению служебный жилой фонд. То есть отдать, скажем, школе определенные квартиры, предварительно закрепив их в органах регистрации именно как служебное жилье. И только после этого уже сама школа на основе трудового договора, который заключен с учителем, решает вопрос о предоставлении ему квартиры - строго на пе-риод действия этого самого договора. Вот только в проекте Порядка ничего этого не прописано.
Казалось бы, сплошная юридическая казуистика. Но только на первый взгляд. На самом деле, этот облегченный подход, который лежит в основе документа, по сути, позволит легитимизировать уже существующий порядок вещей, который, в общем-то, порочен. Рано или поздно мэр, который по проекту сам решает вопросы со служебным жильем, не удержится - ну как не порадеть хорошему человечку - и предоставит квартиру лицу, которое не находится в трудовых отношениях с мэрией. И человечек спокойно отсудит квартиру у города. К сожалению, в нашей стране закон пока не стал неким "абсолютом". И именно подзаконные акты и должны обеспечить исполнение закона. А вот разработанный в мэрии проект преследует совсем иные цели.
Думаю, что мы должны либо привести все в полное соответствие с федеральным законом, либо немного ограничить полномочия мэра в этой части. И сделать более прозрачной и коллегиальной саму процедуру действий.
Михаил АНДРЕЕВ.