На презентации звучало очень много теплых слов в адрес автора. Работа им была проделана очень большая и, по признанию друзей Михаила Попова, проделана очень и очень удачно. По словам журналиста и писателя Виктора Толкачева, выступавшего на презентации, Попов в очередной раз продемонстрировал виртуозное владение языком эпох, о которых пишет в романе. Интересной особенностью произведения стало то, что часто художественный стиль повествования в романе переходит на публицистический. Это, по словам Толкачева, не ошибка, а знак того, что автор просто не может молчать, глядя на жестокости современной жизни, он имеет активную позицию, он негодует. Прозвучали на презентации и первые, надо сказать, весьма лестные, оценки нового романа: "Свиток" был назван самым знаменательным из появившихся за последние десять лет здесь на Севере произведением.
Ломоносов о "дне сегодняшнем"
Ломоносову будет посвящена и новая премьера в Архангельском молодежном театре. 18-го ноября на сцене Дома офицеров мы сможем увидеть спектакль "Раненый зверь" по пьесе Сергея Коковкина. На состоявшейся в среду пресс-конференции автор вместе с Виктором Пановым и актерами "молодежного" встретились с журналистами. Пьеса "Раненый зверь" первая в авторском цикле произведений, посвященных российским гениям. И первым в списке гениев у Коковкина стал именно Михаил Ломоносов. Но это не историческая драма - спектакль по пьесе "Раненый зверь", прежде всего, разговор о "дне сегодняшнем". Столкновение гения и власти, о котором говорится в пьесе, тема очень актуальная именно сейчас, поэтому по замыслу и автора и постановщика "машкерад", который будет происходить на сцене, должен получить живой отклик у публики, особенно молодой.
Пьесу Коковкина играли в Москве, в театре на Малой Бронной, ставили его и в Архангельске. Но нынешний взгляд на пьесу, по словам Виктора Панова, абсолютно другой - с новыми приметами времени. Отличаться будет все. Например, костюмы, эскизы которых продемонстрировали на пресс-конференции, - вычурные камзолы и кринолины "машкерада" шили для "молодежного" в Мариинке. Сценографией спектакля занималась приглашенная из Петербурга гостья - художница Ирина Бируля. Ее прочтение сцены - это паруса. Паруса кораблей, паруса жизни, которая меняется и течет мимо главного героя. Вообще, Виктор Панов намерен удивлять. Приглашенные именитые гости из Москвы занимаются постановкой света в спектакле, ну а кроме этого, изюминкой нового "Раненого зверя" станет огонь. Постановкой этих рискованных спецэффектов занят Никита Беляков, художественный руководитель театра огня "Autodafe" (Москва).
Певец вечных льдов
Ноябрь в Архангельске полон замечательных дат, связанных в первую очередь с культурной жизнью нашего города. 14-го ноября в музее художественного освоения Арктики им. А.А Борисова отмечали 140-летие со дня рождения этого старейшего архангельского художника. На вечере памяти присутствовали родственники Борисова, которые сделали музейщикам замечательный подарок: передали несколько вещей, принадлежавших их знаменитому родственнику, - его письменный стол, рамку для холста, которую тот возил с собой, фотоаппарат...
Талантливый ученик Шишкина и Куинджи, Борисов оставил замечательное художественное наследство, несмотря на то, что его творческий период продолжался не так уж и долго - все свои основные работы художник написал в период с 1896 по 1901 годы. Их бережно хранят. А теперь, как рассказали сотрудники музейного объединения, вплотную занимаются еще и восстановлением дома-дачи художника в Красноборске. Выясняют, не выставлялся ли он в свое время в Америке. Известные выставки Борисова в Европе в свое время привлекли большое внимание, там хорошо знают о певце вечных льдов.
Петербург Ирины Бирули
Или "Мой Петербург". Так называется выставка питерской художницы, представленная в понедельник в музее изобразительных искусств. Пока Ирина Бируля ограничилась только десятью работами, на которых в очень любопытной технике (землей, песком) отражен Санкт-Петербург. Но художница, очень серьезно и трепетно воспринявшая приглашение архангельских музейщиков, пообещала, что летом представит архангелогородцам уже большую выставку, где, возможно, найдет место и ее замечательная коллекция утюгов.
Сейчас Бируля, впервые за пятнадцать лет, вновь занялась сценографией - оформляет спектакль Молодежного театра "Раненый зверь". По словам художницы, ей очень сложно совмещать сценографию и занятия живописью, поэтому она отошла от работы в театре. Но тем не менее приняла приглашение Виктора Панова. Работы Бирули - уникальное явление, оцененное по достоинству уже в очень многих и многих странах. Ее конек - это фактура. Работы художницы практически трехмерны. На них с помощью далеко не стандартных материалов отражен характер ее северного города. Этот Петербург только ее - с таинственными подворотнями и окурками, тенями от окон и зыбкими белыми ночами. Петербург совсем не радостный, но от этого не теряющий своей уникальной красоты. Наоборот, приобретающий окраску, доселе невиданную, размытую, как сквозь дождь, очень привлекательную и чарующую.
Подготовил Александр КОЖЕВНИКОВ.