Работа над этой книгой началась почти десять лет назад, то есть сразу после смерти северного звонаря. В первой части сборника читатель найдет те самые газетные публикации 70-80-х годов, рассказывающие о деле жизни Ивана Данилова. Нельзя сказать, что все они были восторженными: слишком подозрительным, даже опасным, казалось возрождение искусства колокольного звона в Советском Союзе.
- Иван Данилов не был религиозным человеком. Он называл себя музыкантом. Но такой род деятельности рано или поздно привел бы его к Богу, - не сомневается друг Ивана Данилова отец Феодосий.
Автор-составитель книги, вдова Ивана Данилова, Елена Дорофеева рассказала, что над книгой трудились три десятка авторов. В длинном списке не случайно упомянуто имя самого Ивана Васильевича. В сборник включена глава "Слово мастера", где собраны записи Ивана Данилова о теории колокольного звона и его советы начинающим звонарям.
Искусство колокольного звона - не единственное занятие Ивана Данилова. В книге можно найти воспоминания друзей Ивана Васильевича, из которых читатель узнает о Данилове-археологе, Данилове-путешественнике, Данилове-сказочнике. Иван Данилов действительно находил время писать сказки. При жизни звонаря на его литературное творчество не обращали внимания - сказки открылись по-настоящему после смерти Ивана Васильевича. За внешней неприглаженностью - глубина, поэтичность, мудрость и естественность повествования. Читатель будет приятно удивлен, найдя в сборнике несколько сказок, среди которых известные "Семь светлячков и одна звезда" и "Старый топор".
На презентации книги прозвучало много слов не только об Иване Данилове, но и о его планах, мечтах. И пусть устроить на Северном полюсе колокольный концерт в честь наступления нового тысячелетия уже не удастся, но мы можем реализовать другие его замыслы. Первый звонарь России очень хотел построить в Архангельске концертную звонницу. Даже место было выбрано - Красная пристань. Не было денег. Быть может, пришло время вспомнить об этой затее и реализовать ее для самих себя и для человека, которого любили все.
Егор КИСЕЛЁВ