Реставратор Ольга Жаренова сделала "пластические операции" великим землякам

0 0

 Реставратор Ольга Жаренова сделала "пластические операции" великим землякам Во вторник, 21-го ноября, в День Архангела Михаила, святого покровителя Архангельска, открывается выставка "Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области". Зрители увидят 550 уникальных экспонатов. Но чтобы показать всю эту роскошь, надо было собрать, научно доказать причастность к Соловкам, а главное, отреставрировать. Полутора сотне предметов реставрация потребовалась серьезная. На работы нужно было бы найти 1,5 миллиона рублей. Но 24 реставратора - и наши, и столичные - сделали все бесплатно. За деньги реставрировали только серебряные оклады. Министерство культуры выделило на эти цели 200 тысяч рублей.

Очень много проблем было с восстановлением футляров для митр. Состав вещи сложен: дерево, кожа, металлическая оплетка, слюда. Для каждого материала требуется свой реставратор, а пришлось работать одному. Нательные кипарисовые кресты со слюдой нельзя было привести в порядок без свежей слюды. Хорошо, что монашьи слюдяные прииски в Карелии до сих пор функ-ционируют. За слюдой туда ездили специально.

Самой "тяжелой" живописью стал образ архимандрита Иосафа, епископа Архангельского (1761-1769), работы 18 века. Сам епископ нашел покой на погосте Преображенского собора в Холмогорах. А вот его образу выпали тяжкие испытания. Послереволюционные скитания полотна и камню трудно выдержать, а тут холст и масло. Из азеровского скита он попал в лагерную зону. В 20-е годы его вывезли в Москву, в Центральный антирелигиозный музей, в 50-е - в Ленинград, в Музей истории религии, потом снова на Соловки. Круг замкнулся, но в этой конечной точке образ архимандрита оказался в ужасном состоянии, со страшными рваными ранами, заклеенными обыкновенным скотчем.

Оживление образа и пластическую операцию доверили Ольге Жареновой, реставратору Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря (ВХНРЦ). После осмотра Ольга поставила диагноз: холст очень старый и очень рваный. Лечение - дубляж, наклеивание на новый прочный холст. Ученые повалились в обморок. Ведь на тыльной стороне холста древняя аннотация - ни в коем случае не дублировать. И подрамник ветхий менять нельзя. Можно из него сделать подвижный, чтобы холст изменения влажности мог легко переживать, но не более.

Тут пришла очередь реставратору падать в обморок от неисполнимости желаемого. Но она взяла себя в руки и склонилась над холстом. Много дней клеила раны стык в стык специальным осетровым клеем, смешанным с растрепанными до состояния ваты частичками холста, и скрепляла все это нитями холста. Ювелирная работа, но получилось. Снизу на шов наложили тончайшую газовую ткань в цвет. И теперь это место почти невозможно обнаружить. А по маслу сделали тонировку. И только специалист может найти бывшие разрывы.

А неспециалисты смогут увидеть обновленного архимандрита Иосафа на выставке уже во вторник.

и Михайло Ломоносову

Вчера реставратор Ольга Жаренова закончила работу над портретом Михайлы Ломоносова. Его решили привести в порядок к Ломоносовским чтениям. Раньше денег никак найти не могли. В последний момент, в цейтноте, видимо, отыскали. Без портрета и чтения - не чтения. А он в таком виде, что ужас брал.

Огромный эллипс - 3, 25 м на 2,45 м - был покрыт толстым слоем цементной пыли. Хранение в ремонтируемом областном театре драмы и не могло не сказаться. Когда Ольга во вторник наполовину отмыла лицо академика, ужаснулась сама и испугала окружающих. Кто-то тихо сказал, "лучше бы ты этого не делала". На отмытой половине проявилось столько пробоин, что за три отведенных дня привести лицо в божеский вид казалось невозможным. Ольга ходит вокруг с кисточкой в волосах и с разными инструментами в руках, отчищая, отглаживая, отскребая и совмещая.

Невозможно, но отступать-то некуда. Чтения не отменишь, а это визитная карточка. Надо некоторый макияж навести. Портрет создан в 70-х или 80-х неизвестным театральным художником, который, не мудрствуя лукаво, скопировал образ с известного изображения, предварительно расчертив холст на квадратики. Квадратики проступают даже через масло. Дыры на портрете просто страшные, некоторые в несколько дециметров. Видимо, роняли тяжеленную картину много раз, и на нее что-то падало. Некоторые лоскуты просто приклеивались к основе и прибивались гвоздями, что создавало вокруг страшную деформацию.

Само лицо, к счастью, пострадало не очень сильно. Глубокая царапина на лбу и рваные губы. С царапиной проблем не много, Ольга укрепляет и тонирует. А вот губы. Я все думала прежде, что это у Михайлы на этом портрете губы как-то странно, неестественно поджаты? Оказалось, огромный крестообразный разрыв тоже приклеили к изнаночной оргалитовой плите. В результате они и вышли поджатыми. Ольга отклеила, но обработать разрыв снизу нельзя, а реставрация сверху уже сродни маленькому чуду. Да и реставрация огромного полотна за три дня тоже из разряда невыполнимых задач. И все же наш великий земляк к своему дню рождения очень помолодел.

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.


Похожие новости

Последние новости