Для такого простодушного мнения есть причины - все знают, что Николай Киселев, когда приезжал в Онегу первого сентября этого года принимать новую школу, побывал и там. Строительством, правда, остался не очень доволен. Как рассказал нам журналист местной газеты "Онега" Сергей Горбунов, а потом подтвердили рабочие, занимающиеся строительством, - губернатор высказал недовольство тем, что большую столовую построили прямо перед коттеджем, испортив прекрасный вид на море. Поэтому к весне здание столовой собираются переносить в другое место.
Прогулка по территории, на которой ведется строительство, в компании мэра Онеги Александра Митько, решившего составить нам компанию, произвела большое впечатление. Мэр размаху стройки удивлялся еще больше нашего и недоумевал, почему, интересно, если у них в Онеге решили развивать туризм, не разрешили строить туристический комплекс у Андозера его брату-предпринимателю. В администрации района младшего Митько завернули сразу же.
Ну, а строительство у Тамицы продвигается темпами удивительными. Среди сосен красуется коттедж человек на десять из клееного бруса, привезенного из города Сокол. Прямо на берегу реки стоит банька, рядом столовая, дом для охраны и шикарный забор, столбы для которого были сделаны аж в Туле. Взволнованные видом фототехники рабочие немного повозмущались нашему неожиданному визиту, но потом оттаяли - даже объясняли, что там строится и зачем. Об инвесторах, для которых строится дача, как рассказал Николай Киселев в недавнем интервью нашей газете, там заботятся на славу - строят финские очистные сооружения, появилась даже мачта мобильной связи неподалеку.
Занимается строительством архангельская фирма "Вариант-С", во главе с Андреем Галашевым. С ним удалось прямо оттуда поговорить по телефону, и, надо признать, общение стало зарождать в душе сомнения. Если верить словам Галашева, которые подрядчик взволнованным голосом произносил в трубку, мы находились на частной территории, на которой ведет строительство частный заказчик. Интересно, подумали мы, а как же развитие туризма?! И решили выяснить, кто же там все-таки строит, для чего и на чьей земле. Вопросы не очень сложные. Но, как оказалось, только на первый взгляд...
НЕСВЕДУЩИЕ ЧИНОВНИКИ
И.о. главы Онежского района Алексей Некрасов, первый к кому мы обратились, сообщил, что наши вопросы вне его компетенции - земля, на которой ведется строительство, принадлежит местному СОТ "Строитель", и, видимо, тамошнее руководство должно принимать решение о разрешении строительства.
Оказалось, что чиновники администрации Онежского района, где мы побывали, отличаются какой-то особенно недолговечной памятью. Например, заместитель главы Михаил Макаров, он же председатель комитета по управлению имуществом, с трудом вспомнил события двухмесячной давности. То, что к ним еще пару месяцев назад приезжал губернатор, вспомнилось с трудом, а того, что он сам сопровождал Николая Киселева на строительство дачи, и вовсе припомнить не мог.
По словам Макарова, участие администрации района в выделении земли под строительство заключалось лишь в проведении общественных слушаний, куда пригласили членов местного СОТ "Строитель". У них спрашивали, не будут ли они против, если рядом построят базу отдыха. Земли на месте строительства, по его словам, относятся к лесному фонду, соответственно, и заниматься ими должно лесное агентство, а не они.
Разбираться в том, что, по всему видно, строительство этой "базы отдыха" ведется в водоохранной зоне (домики стоят в непосредственной близости от реки и моря) они тоже не могут, потому что это вне их компетенции. Проверок "Росприроднад-зором" тамошнего строительства не проводилось. На вопрос, известен ли администрации заказчик этого строительства, Макаров ответил, что нет. И, что удивительно, отказался отвечать на вопрос о том, кто же инициировал те самые общественные слушания, которые районная администрация помогала проводить. Просто ответил, что не скажет, кто это сделал.
(Кстати, на момент сдачи номера нами получено уведомление от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о том, что проверка строительства в водоохранной зоне реки Тамица и Белого моря будет таки проведена. Также нас официально уведомили о том, что строительство зданий и сооружений в водоохранной зоне возможно только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы).
Как оказалось, и тот и другой чиновники в вопросе о статусе земли, на которой ведется строительство "губернаторской дачи", правы оказались весьма и весьма относительно. Земля в этом месте принадлежала уже очень давно местному рыболовецкому колхозу им. Ленина, а статус носила и носит так называемых "сельскохозяйственных лесов". Распоряжается землями со статусом "сельскохозяйственные" (кстати, на территории которых капитальное строительство запрещено) администрация области. Мы дозвонились до директора колхоза им. Ленина Виктора Федорова. По его словам, территория эта действительно относится к водоохранной зоне, строить там нельзя, а расположенные на ней леса относятся к первой категории, что сразу же поднимает вопрос о каких-то изменениях ее статуса на уровне Министерства природных ресурсов РФ. Действительно, чтобы что-то построить на этой территории, необходимо пройти сложную бюрократическую процедуру перевода этих земель из "лесных" в "нелесные". Нашему "неизвестному" заказчику строительства пришлось бы непросто.
ПОТЕРЯННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Любопытно, что именно весной 2006 года, когда начиналось строительство дачи у Тамицы, специалист отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации Онежского района Василий Труфан, по совместительству руководитель пресловутого СОТ "Строитель", расположенного по соседству с ней, выступил с инициативой расширить территорию СОТ. Для чего решено было "обратиться в вышестоящие инстанции с просьбой о переводе земель из лесных в нелесные" (протокол собрания членов СОТ "Строитель" от 26 мая 2006 года). Только цели он обозначил самые благородные - улучшение экологической обстановки у реки Тамица.
Кстати, Труфан, как и Макаров, тоже не смог (или не захотел?) назвать человека, который обратился с инициативой общественных слушаний по строительству. Тем не менее, документы они с помощью главного инспектора по охране земель в Онежском районе Николая Петровича собрали и отправили в Архангельск, откуда они, минуя Архангельское управление сельскими лесами, должны были отправиться прямиком в Москву, где по этому вопросу приняли бы (или не приняли) положительное решение. Но абсолютно мистическим образом эти документы где-то потерялись. В управлении сельскими лесами в Архангельске, как рассказал его руководитель Леонид Дружинин, их не видели. Никакого ответа на свой запрос руководство СОТа не получило. Значит, статус у территории остался тем же, и строить на ней по-прежнему ничего нельзя. Однако строительство идет семимильными шагами - к лету "губернаторскую дачу" планируют уже закончить.
АРЕНДА ДЛЯ СВОИХ?
Но оказалось, что существует еще одна возможность построить себе дом там, где хочется, а не там, где можно. Просто необходимо заключить договор аренды земельного участка с возможностью строительства временных построек, допустим, для ведения сельскохозяйственной деятельности (статья 25, пункт 6 и статья 36 Лесного кодекса РФ). Решение этого вопроса по новому Лесному кодексу относится к субъекту исполнительной власти - то есть администрации области. Договор аренды лесного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, заключается на срок до 49 лет. Правда, необходимо проводить аукцион, о результатах которого, естественно, сообщать общественности, за исключением случая, предусмотренного статьей 74, пунктом 3.2 Лесного кодекса. Аукцион не нужен, если освоение лесной территории проходит в рамках приоритетного инвестиционного проекта. Согласитесь, если строительством у Тамицы интересуется сам губернатор, заключение заказчиком строительства такого договора аренды становится не таким уж сложным делом, ведь Онега -это "приоритет".
Александр КОЖЕВНИКОВ.