Велено брать власть

0 0

Велено брать власть

"Приблизить власть к народу" - несомненно удачный и широко тиражируемый рекламный слоган предстоящей реформы призван не только сделать новый закон более привлекательным в глазах населения, но и смягчить до поры до времени (надо полагать, до 1 января 2006 года) революционную суть грядущих перемен.

Суть же в том, что согласно новому Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по которому нам предстоит жить уже с нового года, власть не просто приблизится, а фактически перейдет в народные руки. И какая власть!..

Все самые сложные и болезненные вопросы жизнеобеспечения (в том числе - тепло- и электроснабжение, дороги и транспорт, связь и благоустройство территорий, торговля, бытовые услуги, общественное питание:) отдаются в ведение органов местного самоуправления. Хоть на уровне относительно благополучного города с развитой инфраструктурой и производством, где желающих стать народными представителями и порулить больше чем достаточно. Хоть на уровне самого отдаленного и заброшенного сельского муниципального поселения, где управленцев и законодателей надо выдвинуть из нестройных рядов пенсионеров и безработных.

Предлагали же по-хорошему:

Настойчивость, с которой государство в сжатые сроки пытается отдать власть на местах непосредственно своему народу, вполне объяснима. Сам-то не берет! А ведь предлагали, смотрели на него с надеждой, ждали-ждали: Еще в 1995 году вступил в силу закон, дающий право создавать муниципальные образования на любом уровне - городском, районном, поселковом или деревенском. Причем структура органов местного самоуправления должна была определяться населением самостоятельно. То есть полный простор для творчества масс.

Однако дальше городов и районов дело как-то не пошло. Непорядок! Беззаконие! Ведь по Конституции РФ народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. А до ныне существующих органов многим гражданам даже добраться сложно:

Когда же граждане не желают добровольно пользоваться своими конституционными правами, появляются новые законы, превращающие эти права в серьезные обязанности. Вот и новый 131-й Федеральный Закон в обязательном порядке предписывает создание еще одного уровня местного самоуправления (вдобавок к фактически уже сформировавшемуся районно-городскому).

до центра - полдня пешком

Теперь уже никакой самодеятельности - принципы формирования, структура и даже названия муниципальных образований (МО) определены достаточно жестко. Страна уже фактически поделена на городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения. У каждого в скором времени появятся свои глава, администрация, депутаты, бюджет, имущество, полномочия и обязанности. У населения - дополнительные возможности влиять на жизнь своего МО. Вводится, например, новое понятие - "публичные слушания". Цель их проведения - обсуждение проектов муниципальных правовых актов (устава МО, проекта местного бюджета, отчета о его исполнении и т. д.)

В основу территориального деления положены численность населения, а также "принцип пешей доступности": размер муниципального образования первого уровня (сельского или городского поселения) должен быть таким, чтобы любой житель в течение рабочего дня мог на своих двоих добраться до административного центра, пообщаться с местной властью и вернуться восвояси.

Идея, безусловно, здравая и крайне привлекательная. Правда, на наших бескрайних, местами непроходимых и не особенно густо заселенных просторах четкое выполнение этой нормы закона приводит к появлению большого количества маленьких муниципальных образований. Настолько маленьких, что расходы на содержание органов их управления грозят существенно превысить предполагаемые доходы. Поэтому на стадии территориального деления в районах велись жаркие споры о том, как формировать новые муниципальные образования: взять за основу многочисленные сельские администрации или пойти по пути укрупнения.

Казна и кадры

Сейчас территории так или иначе поделены, определена дата выборов во вновь образованных городских и сельских поселениях: 2 октября там предстоит избрать 1861 депутата и 202 главы. На повестке дня два основных вопроса:^

1. Смогут ли эти две с лишним тысячи народных избранников управляться с доставшимся им беспокойным хозяйством грамотно и самостоятельно?

2. На какие шиши они будут это делать?

Именно эти две проблемы - кадровая и финансовая - в свое время и помешали, на мой взгляд, развитию местного самоуправления по супер-демократичному и даже где- то романтичному закону 1995 года. Большинство образованных, инициативных и предприимчивых людей к тому времени уже успели перебраться из поселков и деревень в города, а источники наполнения сельских бюджетов и хитросплетения межбюджетных отношений были обрисованы слишком туманно, но даже в общих чертах оптимизма не внушали.

С кадрами по-прежнему большая напряженка. Предлагается обучать тех, кто все-таки изъявит желание работать, и продвигать (как именно - чиновники скромно умалчивают) уже проверенных людей - например, нынешних глав сельских администраций.

С бюджетами тоже все довольно смутно. Основными источниками формирования бюджетов муниципальных поселений должны стать местные налоги, а также отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов. Однако местные налоги в большинстве МО составят не слишком значительную сумму, а областной закон о межбюджетных отношениях до сих пор не принят.

С нас причитается

В любом случае, речь идет о том, будет ли в каждой местной казне денег просто мало или мало до неприличия. Но скорее всего их будет мало в среднем, так как до 2008 года бюджеты предполагается выравнивать (главным образом, перераспределяя средства по привычной схеме: из города в деревню).

И поскольку денег все равно окажется недостаточно, сознательные, деятельные и не совсем еще обнищавшие люди очень скоро вынуждены будут заняться самообложением - начнут скидываться из скудных пенсий и зарплат на ремонт крыш и заборов, благоустройство территорий своих поселений. Заставят раскошелиться местных предпринимателей. Если это и есть самоуправление, то оно уже не за горами.

Елена АБРАМОВА

22 миллиона рублей предусмотрены в областном бюджете на избирательную кампанию в новые органы местного самоуправления. Однако, если в каком-то округе выборы будут признаны недействительными или несостоявшимися, то "вторую попытку" придется финансировать уже муниципальному району, на территории которого расположен округ.

Одним из основных источников наполнения бюджетов сельских поселений должны стать местные налоги и сборы. Как они будут меняться, нетрудно представить на конкретном примере. В Ставропольском крае, где местное самоуправление развивается быстрее, чем в других регионах России, есть село Бурлацкое. Главу и депутатов жители там избрали еще четыре года назад. Так вот, за эти четыре года ставки налогов на муниципальную землю под торговыми точками местные народные избранники подняли в 20 раз. В 10 раз подняли ставки для фермеров, арендующих муниципальные сельхозугодия. У наших сельских коммерсантов и фермеров дела идут не так гладко, как на благодатном юге, много с них не возьмешь, но и мало им уж точно не покажется. И, само собой, дополнительные расходы торговцев и производителей сельхозпродукции отразятся на ценах товаров и продукции, то есть платить за все в конечном итоге придется опять-таки населению.


Похожие новости

Последние новости