Исследования показывают, что одаренность в школе - фактор риска. Нестандартность мышления, нешаблонность восприятия нередко оборачиваются против ребенка. Хотя опросы учителей, проведенные психологами, выявили, что в своих учениках больше всего они ценят именно оригинальность мышления: но только в тандеме с дисциплинированностью.
Но послушных оригиналов не бывает. А учителя на деле выбирают дисциплину. Подчас педагоги умудряются добиться того, что ребенок сам начинает воспринимать себя бездарностью и вечным неудачником, тем более что родители обычно встают на сторону учителя.
В результате творческим подросткам в школе даже труднее, чем малоспособным. Гармоничнее всего чувствуют себя послушные и старательные, спокойно подчиняющиеся стандарту и принимающие "дрессировку". В учительских установках изначально заложен конфликт: с одной стороны, требуются творческое начало и самостоятельность мышления, с другой - послушание и подчинение единому ранжиру. Именно на этой почве угасает одаренность и развиваются неврозы.
Марина БРУНОВА (социолог)
По материалам газеты "Первое сентября"