Тема репрессий? Да-да, конечно, важно, но... Как бы это сказать? Столько уже писали об этом. Тема исхожена, избита.
Конечно, я этого не говорила. И даже не думала. Но что-то такое витало в воздухе, это правда.
То есть, этот урок как бы уже и прошли. Можно перевернуть страницу, а там и... забыть.
Но разве мы выплакали, выкричали эту боль? Разве по-настоящему покаяние коснулось наших сердец?
И еще одно событие случилось на этой неделе. В театре кукол была представлена книга Лидии Корнеевны Чуковской "Памяти детства". Если выстроить по степени важности дела, которые надо было сделать в тот день, презентация заняла бы отнюдь не первое и даже не второе место.
А литературный критик Павел Крючков, представляя книгу "Памяти детства", сказал, что, если бы ему пришлось взять с собой что-то небольшое и очень ценное, он выбрал бы именно ее. Говорил и о невероятной силе личности Лидии Корнеевны. Мало кто об этой писательнице знает вообще. Разве что по фамилии - ведь дочка Корнея Чуковского. Немудрено - ее исключили из Союза писателей, не издавали. Потому, что имела мужество быть свободной в тоталитарной стране. Это был удивительный пример. И пример заразительный. Не случайно за чтение этой книги о любви, изданной за рубежом, люди получали сроки. Но ее читали!
Помните, ведь совсем недавно мы стояли со свечами в руках в эти дни? И слезы были искренние - потому, что все на уровне открытия. А теперь кто-нибудь вспомнит, что 30-е октября - День политзаключенных?
В чьих руках затрепещут свечи?
Светлана ЛОЙЧЕНКО