Это был совершенно необязательный вечер. В том смысле, что никто никого не обязывал его проводить. Более того, многие удивлялись, что он состоялся здесь, в Архангельске. И гости, приехавшие из Москвы и Петербурга, и дочь Лидии Корнеевны, Елена Цезаревна Чуковская, в своем устном послании. Не удивлялись, пожалуй, те, кто собрался в этот морозный вечер в большом зале библиотеки. Люди пришли сюда потому, что это им уже было необходимо.
Началось все с того, что настоятель Заостровского храма отец Иоанн случайно в Москве увидел книгу Лидии Чуковской "Памяти детства". Вскоре эта книга стала событием не только для него, но и для братства, а затем для многих читающих людей. Потом были встречи с Еленой Цезаревной, хранительницей памяти деда, Корнея Чуковского, и матери, Лидии Корнеевны. В прошлом году она гостила в Заостровье и также выступала в Добролюбовке. Как-то само собой пришло решение в Архангельске издать книгу "Памяти детства". В братстве готовы были скинуться, но денег все равно не хватало. И тогда случилась еще важная встреча - директор издательства "Правда Севера" Екатерина Николаевна Симонова решила, что такую книгу надо издавать даже себе в убыток.
Что же такого особенного в этой книге воспоминаний? Литературный критик, сотрудник дома-музея Чуковских Павел Крючков (кстати, интервью с ним опубликовано в позапрошлом номере нашей газеты), сказал на этом вечере, что Лидия Корнеевна написала две важные книги. Одну о том, каким может быть рай - это и есть повесть "Памяти детства". Другую о том, что такое ад - это повесть "Софья Петровна", которую она писала в самый пик сталинских репрессий. Как он подчеркнул, такой книги нет в истории человечест-ва - в ней показывается, как зло полностью подчиняет человека, побеждает его.
Эти две повести - как две чаши весов. Можно почитать и взвесить, чего в тебе самом больше - чистоты и искренности, которые каждому даются в детстве, как важный жизненный начальный капитал, или же предательства, лжи, лукавства.
Ведь, чтобы сохраниться, каждый из нас в какой-то момент, будто земноводное, начинает понижать уровень тепла своей души и сердца. Что-то подобное происходило с несчастной Софьей Петровной. Если государство - подлец, то надо тоже стать хоть немножечко подлецом, зато выжить.
И многие не только выживали, но и жили вполне благополучно - "тихо и низко процветали", как сказал о них еще один гость вечера, журналист, писатель, сотрудник журнала "Нева" Самуил Аронович Лурье.
Лидия Корнеевна сумела не пустить этот тихий, ползучий, коварно-незаметный ад в свою душу и тогда, когда был арестован любимый муж, и когда ее вычеркивали из литературной жизни, исключали из Союза писателей. Более того, ее запас "рая", то есть чистоты и искренности, был таков, что его хватило, чтобы подержать других - в част-ности, Андрея Сахарова и Александра Солженицына. Не случайно Александр Исаевич специально на этот вечер прислал поздравление. Оно короткое, но в нем очень емкая характеристика Лидии Корнеевны. Приводим полностью:
"В последнее советское двадцатилетие - и двадцать лет после того - в российском культурном круге голос Лидии Корнеевны Чуковской выражал неотклонимую Сп равделивость, высокие нравственные требования и безколебное гражданское мужество. И сегодня, через десять лет после ее кончины, звук ее строгого голоса и чистота моральных суждений сохраняют для нас неувядший образец.
Александр Солженицын".
В какой-то момент вдруг думаешь - почему все же случилась такая несправедливость? Почему человек такого таланта и чистоты был невостребован своим временем? Ведь оно могло бы стать хоть чуточку теплее.
Но потом понимаешь силу этой "неотклонимой Справедливости". Самуил Лурье сказал: "Вот, смотрите, никто людей, имена которых тогда были на слуху, сейчас не вспомнит и вечер вот такой им не устроит".
Отец Иоанн эту мысль выразил по-своему. Он сказал, что это похоже на огонь под пеплом. Притом не обжигающий, а теплый, согревающий.
И понимаешь: все справедливо, и закон сохранения энергии всесилен - потому что закон. А для людей верующих это просто промысел Божий. Он не может быть несправедливым изначально. Только надо не бояться жить. Но как? Этому как раз можно поучиться, почитав Лидию Чуковскую.
Светлана ЛОЙЧЕНКО