Не обманула реклама спектакля и во всем остальном: в фойе на столах гостей, действительно, ждали одноразовые стаканы, на треть заполненные шампанским. Немного шоколадных конфет. Тут же - обещанная выставка эротической фотографии. Хорошая старая музыка. Чем-то все это напомнило светский раут.
Сам спектакль не нов. Его премьера состоялась еще в 1997 году в Праге. Позже с этой постановкой "Белый театр" участвовал в фестивалях в странах Европы. Но, честно говоря, не верилось, что чешские мужчины так прямо и будут своими органами на скромной земле архангельской трясти. Думалось, пикантные места актеры все-таки мало-мальски прикроют. Ан нет. Когда на сцене появились шестеро тучных голых мужчин в лыжах, зал разом вскрикнул. Люди ужаснулись и изумились одновременно.
Виктор Панов перед спектаклем напутствовал зрителя, судя по всему, желая направить его восприятие в нужное русло: "Никакой пошлости в обнаженном теле нет. С античных времен мужское тело - эталон красоты. Здесь все зависит от того, что понимать под пошлостью. Для меня пошлость - это занижение истинной стоимости явления. Давайте расслабимся и воспримем то, что увидим сегодня, как данность".
В спектакле есть, на что поглазеть, но, как мне кажется, нет особого смысла. Конечно, можно умничать, заранее изучив программку, и говорить, что нам показали процесс человеческого самопознания ("...катание на лыжах есть своего рода самопознание..."), что спектакль вскрывает вечные проблемы бытия. На самом деле шестеро обнаженных лыжников маршируют по сцене, белые декорации которой имитируют снег, дерутся на лыжных палках, падают, смотрят телевизор, пьют из стаканов, хоронят товарища, глумятся над телом, танцуют, снова пьют и, наконец, разом падают.
- У меня после спектакля сохранился только грохот в ушах и отвращение на ближайшее время ко всему мужскому полу, - сказала после спектакля одна из зрительниц.
Вместо обещанных "часа с небольшим" спектакль длился 38 минут. Запахнув на себе голубые халаты, актеры удалились. А зрители еще долго не могли понять, конец это или перерыв. Мужчины, как выяснилось, ждали от спектакля событий и действий. Женщины согласны были еще долго обсуждать увиденное.
- То ли не доросли мы до этого спектакля, то ли переросли, - рассуждает моя собеседница.
Некоторые сходились во мнении, что "мы к этому не привыкли, но, может, со временем...".
- Нам нужно такое искусство, - спорит еще один зритель. - Иногда... Маленькими глоточками.
Марина ТРЕТЯЧЕНКО