Впрочем, ситуация с правами человека в России беспокоит, похоже, только мировое сообщество. Международная организация "Репортеры без границ" в ежегодном отчете о свободе массовой информации опять поставила нашу страну лишь на 138 место (возглавляют этот список наши соседи-скандинавы, а последнюю, 167 позицию занимает Северная Корея). Столь низкий рейтинг обусловлен, в первую очередь, государственным контролем над СМИ. Достаточно сказать, что у нас не осталось ни одного федерального телеканала, независимого от государства, и мы получаем информацию исключительно из его рук.
Ограничение прав журналистов, а следовательно, и общества, на информацию демонстрируют все органы власти, и прежде всего - правоохранительные. Эйфория последнего десятилетия прошлого века с прозрачностью деятельности милиции и открытостью судебной системы сходит "на нет". В органах внутренних дел создан изощренный механизм "замыливания" ответов на запросы сотрудников СМИ, суды тоже все глубже залезают в свою "скорлупу", выставляя пресс-службы и судебных приставов как заслон для общения журналистов с судьями.
Контроль над средствами массовой информации, безусловно, необходим, но только не государственный, а общественный. Поправки к закону "Об Общественной палате" делегируют эту функцию новоиспеченному органу, который формируется не без участия властей. И это позволяет весьма скептично отнестись к тому, что Общественная палата станет одной из структур гражданского общест-ва, потому что даже если она захочет - ей не дадут.
Так, Государственная Дума приняла законопроект, который устанавливает новые правила регистрации некоммерческих и общественных организаций, определяет основания для отказа в регистрации и вводит дополнительные возможности для контроля их деятельности со стороны государства. По мнению экспертов, это ставит под угрозу становление гражданского общества, процесс создания которого неразрывно связан с идеей индивидуальной свободы и с высвобождением человека из-под жесткого государст-венного контроля.
Депутаты Госдумы объясняют появление документа стремлением не допустить активизации деятельности экстремистских организаций, намекая на исламских фундаменталистов и скинхедов. Однако возможности для ликвидации подобных организаций у чиновников есть и сейчас - другое дело, что ими просто не пользуются. Зато теперь может исчезнуть, просто не справившись с бюрократической процедурой регистрации и с валом проверок, половина действующих в стране структур гражданского общества - самодеятельных организаций, в которые люди добровольно объединились для решения своих проблем и защиты своих интересов.
С 1 января 2006 года начнут действовать новые, утвержденные постановлением правительства РФ правила взаимодей-ствия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (читай: МВД и ФСБ). Документ разрабатывался службой безопасности, и его разработчики преследовали вроде бы благую цель: возможность отслеживать контакты подозреваемых в связях с террористами. Но где гарантия, что полученные сведения будут использоваться только для этого? Что операторов связи обяжут только "стучать" на их абонентов, но не устанавливать, например, аппаратуру, позволяющую прослушивать любого абонента?
Постановление правительства явно нарушает права человека, гарантированные Конституцией РФ: оно обязывает операторов связи сообщать спецслужбам персональные данные абонентов, предоставлять им несанкционированный судом круглосуточный доступ к базам данных о переговорах и расчетах клиентов, об оказанных им услугах. По сути, речь идет о неограниченном и бесконтрольном доступе ФСБ к базам данных о логинах и паролях, о том, с кем и о чем мы разговариваем по телефону, какие сайты посещаем в Интернете, на какие электронные адреса шлем письма...
Какое общество могут создать люди, находящиеся "под колпаком", под тотальным контролем спецслужб? Только не гражданское, ибо основа всех его институтов - человек свободный, обладающий правами, на которых основываются законы и действия власти.
Ольга ТРЕТЬЯКОВА