"Большое спасибо учителям, завучу и директору за то, что они меня терпели целый год", "большое спасибо школе за то, что она меня вытерпела, и я перешел в 11 класс"... Видимо, они и сами понимают, что работа с ними - не сахар, поэтому и отмечают терпение как одно из главных достоинств своих учителей.
И действительно, как тут без него, без терпения, если в обыкновенной школе на класс обычно приходится 2-3 "трудных" пофигиста, которым вся эта учеба до лампочки, а здесь все наоборот - 2-3 твердых "хорошиста", остальные "трудные", и даже очень. Потому что если без экивоков, они - это 274 малолетних преступника, отбывающие наказание в Архангельской воспитательной колонии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области. И не только воришки и драчуны, но и получившие сроки по десять лет лишения свободы за более тяжкие преступления.
Их школьные учителя относятся к этому спокойно - привыкли. У десяти из одиннадцати постоянных педагогов свыше 20 лет педагогического стажа, многие из них больше десяти, а то и все двадцать лет работают здесь, в вечерней (сменной) общеобразовательной школе №2 Архангельской воспитательной колонии. На уроках учитель остается с классом один на один, обходятся без надзирателей. Колония относится к "красным", то есть здесь подчиняются начальству и установленным порядкам, а если кто-то и задумает затеять заварушку - его остановят сами одноклассники. Оперативники отмечают, что в адрес учителей воспитанники никогда ничего плохого не говорят.
И это не удивительно - несовершеннолетние осужденные, любят учиться. Им кажется, что эта школа лучше, чем на воле, потому что здесь к ним лучше относятся учителя. Потому что, если "не догоняешь", обязательно объяснят. Потому что на уроке можно отвлечься от предмета и поговорить с учителем на ту тему, которая больше интересует. Здесь их даже по имени называют, не только по фамилии. С воспитателями в отряде, а тем более с инспекторами по режиму так не поговоришь. А еще учительниц всегда можно попросить принести конверт или открытку, чтобы отправить письмо домой, можно попросить сделать фотографии - они всегда эти просьбы выполняют.
(Надо сказать, выполняют исключительно за свой счет, никакого финансирования подобных "мелочей" не предусмотрено. Поэтому все их надбавки за работу со спецконтингентом уходят на фотографии, открытки, грамоты, оформление стендов и стенгазет, краски, ручки и карандаши).
Ребята страшно любят фотографироваться (в надежде послать фотографию домой) и, как выяснилось, давать интервью. На переменке к нам с фотокором выстроилась целая очередь из желающих пообщаться.
Ваня Рябцев (три года за кражу мобильника), Денис Карцев и Артем Поморцев (по 9 лет за убийство) открыли нам еще один секрет любви к школе: здесь дни идут быстрее, а на каникулах скучно и хочется скорее учиться. "Нужно получать знания, пока есть возможность, потом ее может не быть", "нужно учиться, чтобы было с чем выйти на свободу, в теперешней жизни без образования ты никто, с девятью классами далеко не уйдешь", "на воле многие этого не понимают". Особенно им нравится английский язык и физика. Сожалеют, что нет уроков физкультуры, информатики и труда.
С учетом того, что воспитанники колонии учатся еще и в ПТУ - на обувщиков, швей, слесарей по ремонту автомобилей, столяров и кочегаров, - уроков труда хватает. Что касается физкультуры - школа-то вечерняя, зато постоянно проводятся соревнования и турниры. Например, недавно команда учителей благополучно проиграла команде учеников турнир по настольному теннису (но победители великодушно вручили проигравшим торт - постарался родительский комитет). А для введения в учебный план уроков информатики в школе пока нет компьютерного класса. Но он обязательно будет.
Перед Новым годом коллектив школы под руководством директора Виктории Эдуардовны Белой пережил аттестацию, ученики успешно справились с контрольными и тестами (а проверка была по всем статьям, как в обычном учебном заведении). Статус школы значительно повысился - теперь она будет выдавать выпускникам документ о среднем образовании (раньше это делалось на базе Талажской средней школы).
Вдохновленная успешным результатом команда учителей, не надеясь на скудное бюджетное финансирование, морально готова к поиску спонсоров для школы. Кроме тетрадей, альбомов, ручек и карандашей, ученикам нужны книги - практически любые, здесь будут рады пополнить библиотеку и научной литературой, и беллетристикой. Если приучить здесь ребят к чтению, может быть, поменьше будет рецидива, и учителя будут встречаться со своими выпускниками только на улицах города, а не снова здесь - в школьном коридоре...
Эта школа для учеников как маленький кусочек воли. "Сюда из отряда входишь, как в другой мир", "учителя нас понимают, в вольных школах таких очень мало", "спасибо им за то, что они есть на этом белом свете"... "Хорошо бы еще у школы был перекур, чтобы далеко не ходить" - на переменах их водят строем на специально отведенное для курения место на территории колонии.
Ольга ТРЕТЬЯКОВА