15 апреля закрылась ледовая переправа через Мезень. Спустя два дня было закрыто и движение по зимнику Совполье-Кимжа. Жители двух самых северных районов области, Лешуконского и Мезенского, опять отрезаны от "большой земли".
Для этих районов зимник - настоящая дорога жизни. Завезти по воздуху или по воде все необходимое не всегда реально: очень дорого. Поэтому для двух районов, с которыми нет круглогодичного сообщения, зимники и ледовые переправы - спасение. А для дорожников Мезенского района их содержание - чуть ли не главный аспект работы.
Не секрет, что в районе ждут открытия зимника и переправ. Очень ждут. Правда, в этом году погода подвела. Теплая осень, малоснежное начало зимы внесли свои коррективы. Да еще и человеческий фактор сработал.
- Мы очень хотели открыть переправу через Мезень к Новому году, - рассказывает Галина Козлова, начальник центра управления движением "Архангельскавтодора", - но 29 декабря по еще не готовой переправе проехала машина местного предпринимателя. И провалилась под лед. Поторопился - в результате и себе товар подмочил, и нам хлопот добавил.
В результате мезенским дорожникам пришлось работать и в праздники - "обходить" образовавшуюся полынью, "домораживать" полотно до 18-тонной грузоподъемности, кстати говоря, самой большой среди ледовых переправ. Но 2 января ледовая переправа была все-таки открыта. Соответственно, удаленные районы получили и наземную связь с большой землей.
К сожалению, подробной статистики, сколько автомашин проходит по зимнику в течение сезона, никто не ведет. Впрочем, заметно и невооруженным глазом, что их немало. Это и лесовозы, и грузовики местных предпринимателей с товарами народного потребления.
В этом году, пожалуй, впервые в практике дорожников, зимник на Мезень работал практически без перерывов. Способствовали этому и серьезные морозы, и отсутствие метелей. С другой стороны, "малоснежие" породило другую проблему - колейность. Тяжелые машины пробивали уплотненное снежное полотно, буквально прорезали его. Естественно, это сказывается на условиях проезда.
- Колейность появилась еще осенью, когда по дороге пошли машины предпринимателей, пошли вездеходы, хотя движение и было еще закрыто, - продолжает Галина Валентиновна. - А отсутствие снега еще более усугубило эту проблему.
Тем не менее, дорожники приложили все усилия, чтобы обеспечить стабильный и, самое главное, безопасный проезд по зимней трассе. Сейчас усилия от их трудов в прямом смысле слова тают на глазах.
- Как только дневная температура воздуха становится плюсовой, мы начинаем регулярные промеры льда, - рассказывает Козлова. - Это происходит ежедневно. Соответственно, снижается и грузоподъемность переправы. Мы вывешиваем предупреждающие знаки, хотя водители не всегда обращают на них внимание.
Бытует мнение, что сильные морозы, которыми мучила нас природа почти два месяца, позволяют продлить работу ледовых переправ. На самом деле это не так.
- При плюсовых температурах лед "съедается" со скоростью почти в десять сантиметров в сутки, - поясняет Галина Валентиновна. - Кроме того, от дождей меняется и его консистенция - он просто становится рыхлым. Ну, и воздействие транспорта сказывается.
Вообще-то, дорожники обязаны закрывать переправу, как только вода появляется над ледовым полотном. Естественно, сразу вывешиваются запрещающие знаки. Другой вопрос, что водители порой не обращают на них внимания и пытаются проехать по уже закрытой переправе.
- Сейчас лучше не рисковать, - говорит Козлова. - Срок службы переправы подошел к концу, и играть в русскую рулетку ни к чему. Переиграть природу не получится.
Сергей ФЕДОТОВ