- Качество воды в поверхностных водоемах, действительно, не отвечает санитарным нормам, - говорит он. - И речь можно вести не о четверти, а обо всех 100 процентах поверхностных источников-водоемов. Единственное, пожалуй, исключение - поселок Боброво, там воду берут из действительно чистого озера. Во всех остальных случаях источником воды является Северная Двина. Почти 80 процентов жителей области получают воду из поверхностных водоемов, которые априори не защищены. При этом надо помнить, что для Двины характерен и естественный неблагоприятный фон: река берет свое начало в болотах, вымывает тяжелые металлы из грунтов, ту же медь. Выход прост: воду надо очищать.
- Спасет ли ситуацию кредит, который получает архангельский "Водоканал"?
- Надеюсь, что да. Ситуация назрела, ведь проблемы копились более 20 лет. Думаю, что кредит позволит не только улучшить качество питьевой воды и спасти от аварий. Модернизация систем очистки позволит уйти от опасных технологий, при которых используется хлор.
- А как быть с островными территориями? Ведь там ситуация еще хуже, чем в центральной части Архангельска.
- Это, действительно, так. На той же Хабарке люди пьют просто неочищенную воду из Двины. Но не забывайте, что большинство "островных" сетей Архангельск принял на свой баланс только в последние годы. Да, по условиям кредита модернизация автономных сетей не предусмотрена. Но, с другой стороны, теперь, с получением европейского кредита, можно будет перенацелить бюджетные средства, высвобождающиеся средства "Водоканала" на эти работы. Работы там не менее масштабные требуются. Я думаю, финансовые резервы там должны появиться. И это касается не только островов, но и заводских поселков в Архангельске, где также существуют автономные системы водоснабжения.
- А городские сооружения для очистки сточных вод?
- Насколько я знаю, кредитные средства идут только на цели водоснабжения - таковы условия договора. Хотя очистные сооружения на том же Соломбальском ЦБК работают уже на пределе мощности. Кстати говоря, проект их реконструкции существует с 1991 года, причем это городской проект. Но средств на него выделяется немного. До недавних пор это были деньги из экологического фонда, сейчас предполагается выделять средства в рамках областной целевой экологической программы, но она пока не принята. Предприятия сейчас вкладывает свои деньги в этот проект, около 30 процентов вложили. Но СЦБК - не самое богатое предприятие.
- Существует мнение, что как раз целлюлозные предприятия и загрязняют воду. Стало быть, пусть сами и занимаются очисткой стоков.
- Ну, по поводу СЦБК я не стал бы так утверждать. Все-таки у них стоки выведены намного ниже по реке, чем расположен городской водозабор. Хотя в целом, действительно, если говорить о загрязнении Двины, то целлюлозно-бумажная промышленность - основной источник загрязнения воды сегодня. Скажем, следы стоков Котласского ЦБК можно проследить вплоть до Архангельска. Содержащиеся в них некоторые химические элементы окисляются в течение 180 дней, а за это время вода успевает добраться до областного центра. Кстати говоря, на втором месте стоит, как ни странно, жилищно-коммунальное хозяйство. Те же ливневые воды вместе с коммунальными ведь без всякой очистки в Двину попадают. И в общей сумме это получается намного больше, чем стоки предприятий. В Новодвинске, кстати говоря, сейчас заводят ливневые воды на очистку. В Архангельске этого пока нет.
Записал Михаил АНДРЕЕВ.