У меня есть друзья в Германии. А познакомились мы с ними здесь, в Архангельске. Случайно встретились в ресторане "Боброфф". В Архангельск они время от времени приезжают по делам. По привычке вечером идут выпить кружечку пива. "Боброфф" они считают лучшим пивом Архангельска, тем более что продукт мест-ный, а всегда же хочется попробовать чего-то оригинального.
Прошлым летом, пока они были в городе, мы почти каждый вечер собирались в павильоне "Боброфф" на набережной. У немцев принято летом маленькие "пивнушки" выносить в народ, то есть на улицы. А здесь - река, красота, белые ночи, прекрасное пиво, чистота, приятные молодые официантки. Сейчасмы переписываемся с немецкими друзьями по электронной почте, они каждый раз вспоминают наши посиделки.
Как-то в прессе я прочитала высказывание Анатолия Миняева, руководителя территориального управления Росприроднадзора по Архангельской области. Речь шла о качестве воды. Вот его слова: "Качество воды в поверхностных водоемах, действительно, не отвечает санитарным нормам. Речь можно вести обо всех 100 процентах поверхностных источников-водоемов. Единственное исключение - поселок Боброво, там воду берут из действительно чистого озера".
Вот еще, оказывается, почему это пиво такое вкусное!
А на днях узнала, что есть распоряжение исполняющего обязанности мэра Виктора Павленко об упорядочении торговли на улицах города. Упорядочить, конечно, ее надо - нет вопросов. Тем более что городу это сделать рекомендовал и губернатор Илья Михальчук. Но упорядочить - ведь не запретить всё подряд!
Но запрещена будет любая торговля пивом на улице. И прежде всего пострадает как раз "Боброфф". По-требление "приезжего" консервированного пива где-то под кустиком на бревне, наоборот, возрастет в разы. А местный производитель будет терпеть убытки, а заодно пострадает бюджет. Потеряют работу люди, прежде всего студенты, которые приехали из глубинки и зарабатывают себе летом на жизнь. Зарплата официантки в павильоне - порядка восьми-девяти тысяч рублей. Притом здесь не бывает "денег в конверте".
Выявилось еще одно поразительное обстоятельство. Оказывается, что за аренду земли, на которой должен расположиться павильон "Боброфф", компания платит круглый год, а пользуется только 120 дней. Получается, что деньги платили за пустующую землю в расчете, что потом смогут окупить эти расходы! А когда пришло время возможных заработков, власть поменяла правила игры! По меньшей мере, это нечестно. К тому же еще зимой были закуплены новые палатки, холодильники, другое оборудование. И всё это теперь оказалось не у дел.
Пивоварение - особый бизнес. Известно, что осенью и зимой потребление пива снижается на 30 процентов, поэтому летом пивовары компенсируют свои потери, стараясь при этом вложиться и в развитие экономики.
Кстати, в прошлом году производители пива "Боброфф" в местный бюджет заплатили 2 миллиона 800 тысяч рублей, а в федеральный 3 миллиона. Ясно, что в этом году будет совсем иной расклад.
Генеральный директор ООО кафе "Онега", в чьем подчинении находится и ресторан "Боброфф", Валентина Синицкая рассказывает, как они ездили на выставку в Петербург. Им предложили поставить пиво на набережную возле Зимнего дворца. А потом организаторы, извинившись, объяснили, что не могут предоставить это место. Питерские власти продвигают только своего производителя - все лучшие места ему!
Конечно, власти Петербурга продвигают своих, в том числе из политических и патриотических побуждений. Но есть и экономическая подо-плека. Нет, не всё равно, каким пивом торговать! Дело в том, что стоимость акциза на одном литре пива - 3 рубля 30 копеек. Если пиво местное - налог идет в местный бюджет. А если привозное - в бюджет того региона, где оно было сварено.
Мало кто знает, что "Боброфф" - еще и один из самых серьезных благотворителей города и области. Здесь помогают музыкальной школе № 2, ветеранам Северных конвоев, библиотеке имени Добролюбова, художникам. Средства можно выделить в основном за счет выручки, полученной летом.
На днях по электронке мне снова пришло письмо от моих друзей из Германии. Они собираются приехать летом в Архангельск и уже в предвкушении от наших посиделок за кружечкой пива "Боброфф" на набережной. Я написала, что это будет сделать невозможно, разве что захватим с собой бутылочку-другую и посидим где-то на скамеечке или в кустиках. Немцы были так изумлены, что у них не хватило запаса русских слов, чтобы спросить - почему же? А у меня не хватило логики объяснить им произошедшее. Потому, что логики нет...
Светлана АННИНА