Концепцию туристического кластера Поморья обсудили в ходе работы международной научно-практической конференции «Кластерная политика как инструмент повышения инновационности и конкурентоспособности Северо-Арктического региона».
— Сегодня туризм в области развивается, — считает руководитель агентства по туризму и международному сотрудничеству Светлана Зеновская. — У нас есть все предпосылки для продвижения различных видов туризма, в том числе морского, речного, промышленного, культурно-познавательного, сельского, детско-юношеского, делового. Есть развитая сеть предприятий сферы туризма и гостеприимства, туристических объединений, учебных заведений туристической направленности. Растет интерес иностранных и российских туристов, а также самих северян к историко-культурному наследию Севера, его природным богатствам. Появляется все больше любителей активного отдыха.
Однако существует и немало факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе. Среди них — малая узнаваемость Архангельской области на туристической карте России; слабо развитая туристическая и сопутствующая инфраструктура; невысокое качество предоставляемых туруслуг; несбалансированность въездного и внутреннего турпотоков по сезонам; низкая предпринимательская активность в сфере туризма в муниципальных образованиях региона.
В агентстве по туризму и международному сотрудничеству предлагают пути решения этих проблем. Для этого необходимо создание фирменного стиля области; развитие круглогодичного туризма; использование механизмов государственно-частного партнерства в этой сфере. Нужно поддерживать на муниципальном уровне предпринимателей, готовых открыть туристический бизнес, поскольку подобная деятельность может стать инструментом устойчивого развития территории, обеспечит её жителей рабочими местами, а саму территорию — доходами в бюджет.
— Ресурсные возможности региона позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры увеличить прием российских и иностранных туристов в несколько раз, — считает Светлана Зеновская. — Так что необходимы активные действия. Прежде всего, развитие транспортной и туристической инфраструктуры. НЕ секрет, что сегодня большую часть стоимости турпутевки на Север составляет транспортные расходы. Региону необходима эффективная маркетинговая и рекламно-информационная политика продвижения туристических ресурсов и готовых турпродуктов, способных идентифицировать Архангельскую область на туристской карте России и за ее пределами.
По мнению Светланы Зеновской, не обойтись и без подготовки квалифицированных кадров. Назрела необходимость создания образовательного учреждения по подготовке управленческого и обеспечивающего персонала для сферы туризма и гостеприимства. Кроме того, агентство по туризму и международному сотрудничеству работает над активизацией межрегионального международного сотрудничества, нацеленного на решение актуальных задач развития туризма в Поморье.
В рамках презентации туристического кластера Архангельской области руководитель агентства по туризму и международному сотрудничеству региона также рассказала о конкретных мероприятиях, которые будут предприняты в Поморье в ближайшие годы для развития туризма.
Во-первых, уже начата работа по разработке системы электронного сбора и обработки статистики в сфере туризма, которая станет базой для оценки вклада отрасли в экономику региона и обеспечит принятие правильных управленческих решений, нацеленных на её развитие.
Во-вторых, прорабатывается вопрос создания центра подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма и гостеприимства. В планах — создание сети электронных туристическо-информационных центров на территории региона, разработка и продвижение круглогодичного пакета турпродуктов, запуск ключевых межрегиональных международных проектов с учетом привлечения грантовых средств, дополняющих направления развития региональной сферы туризма и гостеприимства.