Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что сейчас более всего необходимо для поступления в высшее учебное заведение, с точки зрения россиян; как часто семьям, где есть абитуриенты, приходится нанимать репетиторов из числа преподавателей вуза, в который планировалось поступление; платить неофициально деньги руководителям, преподавателям вуза за поступление, за экзамены и зачёты во время сессий; какие меры будут способствовать борьбе с коррупцией и взяточничеством в системе образования.
Чтобы
поступить в вуз, нужны деньги или всё-таки знания? Каждый второй россиянин (49%) считает, что -
деньги; каждый третий (33%), — что знания; 14% — что связи. За пять лет
значение денег для поступления в вуз снизилось (в 2003 г. считали самыми
важными деньги 61% опрошенных, в 2008
г. — 49%), а значимость знаний возросла (было 19%, стало
33%). Чем старше респонденты, тем чаще они подчёркивают важность знаний в этом
деле (от 29% среди опрошенных
Доля
российских семей, для которых проблема абитуриентов вузов актуальна, возросла: ещё в 2005
г. только
Наиболее
эффективное средство предотвращения коррупции в вузах — ужесточение наказаний
для тех, кто берёт взятки: свыше
половины опрошенных — 54% — полагают, что эта мера способна предотвратить
коррупцию, причём за три года число сторонников этой меры возросло на 9%.
Увеличилось и число тех респондентов, кто считает действенной мерой введение
наказаний для родителей, дающих взятки, — с 23% до 31%. Отношение к единому
государственному экзамену за три года сохраняется прежнее: считают введение ЕГЭ
эффективной мерой борьбы с коррупцией в системе образования
Инициативный
всероссийский опрос ВЦИОМ проведён
Что, на Ваш взгляд, сейчас более всего необходимо для поступления в высшее учебное заведение? |
||
|
2003 г. |
2008 г. |
Знания |
19 |
33 |
Связи |
15 |
14 |
Деньги |
61 |
49 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
4 |
Что, на Ваш взгляд, сейчас более всего необходимо для поступления в высшее учебное заведение? |
||||||
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет |
||||
|
|
|
|
60 и старше |
||
Знания |
33 |
29 |
29 |
32 |
34 |
37 |
Связи |
14 |
20 |
15 |
12 |
13 |
11 |
Деньги |
49 |
47 |
53 |
52 |
49 |
45 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
7 |
Если
у Вас в семье есть студенты, абитуриенты или Вы сами являетесь студентом,
абитуриентом, |
|||||
|
|
Да, приходилось |
Нет, не приходилось, хотя студенты, абитуриенты в семье есть |
Студентов, абитуриентов в семье нет |
Затрудняюсь ответить |
Нанимать репетиторов из числа преподавателей вуза, в который планировалось поступление |
2005 г. |
5 |
20 |
72 |
3 |
2008 г. |
8 |
31 |
54 |
7 |
|
Платить неофициально деньги руководителям, преподавателям вуза за поступление |
2005 г. |
2 |
22 |
72 |
4 |
2008 г. |
4 |
32 |
55 |
9 |
|
Платить неофициально, «на руки» преподавателям деньги за экзамены, зачеты во время сессий |
2005 г. |
5 |
19 |
72 |
4 |
2008 г. |
8 |
30 |
55 |
7 |
Какие из следующих мер, по Вашему мнению, будут способствовать борьбе с коррупцией и взяточничеством в системе образования, а какие — нет? (Один ответ по каждой строке) |
|||||
|
|
Может предотвратить коррупцию |
Если и поможет в борьбе с коррупцией, то не существенно |
Никак не скажется на уровне коррупции |
Затрудняюсь ответить |
Повысить зарплату преподавателям |
2005 г. |
41 |
28 |
26 |
5 |
2008 г. |
25 |
34 |
33 |
8 |
|
Сделать все дополнительные расходы официально платными |
2005 г. |
22 |
31 |
38 |
9 |
2008 г. |
18 |
31 |
37 |
14 |
|
Сделать платным все образование |
2005 г. |
11 |
21 |
56 |
12 |
2008 г. |
7 |
23 |
57 |
13 |
|
Более жестоко наказывать взяточников |
2005 г. |
45 |
29 |
19 |
7 |
2008 г. |
54 |
24 |
14 |
8 |
|
Введение наказания для родителей-взяточников |
2005 г. |
23 |
32 |
34 |
11 |
2008 г. |
31 |
30 |
26 |
13 |
|
Введение единого государственного экзамена |
2005 г. |
16 |
27 |
36 |
21 |
2008 г. |
14 |
21
|
38 |
27 |