Москва. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, кто, по мнению россиян, является самым великим ученым, какому взгляду на происхождение человека отдают предпочтение, и как относятся к идее исключения теории Дарвина из школьных учебников.
Россияне чаще всего считают, что современная наука пока не в состоянии ответить на вопрос о происхождении человека (37%). 23% полагают, что человек создан Богом, высшими силами. С 2006 года снизилась доля поклонников эволюционной теории — с 24% до 19%. По мнению 3%, люди произошли от космических пришельцев. Наконец, 8% сообщают, что их вопросы происхождения человека их не интересуют. Чем выше уровень образования россиян, тем больше среди них сторонников эволюционной теории: 12% среди респондентов с начальным или неполным средним образованием до 22% среди тех, у кого высшее или неполное высшее образование. Последние также чаще других полагают, что современная наука ответить на этот вопрос не может (40%). Вера в то, что человек был создан Богом, высшими силами, наиболее характерна для тех, у кого начальное или неполное среднее образование (28%).
За последние три года снизилась доля противников исключения теории Дарвина из школьных учебников — с 65% в 2006 году до 52% в 2009-м. Как и прежде, только каждый пятый (20%) одобряет идею исключения из учебников теории Дарвина. Почти вдвое возросла доля затруднившихся с ответом на этот вопрос: с 15 до 28%. Чем старше россияне, тем больше среди них сторонников исключения дарвиновской теории из школьной программы: 16% 18—24 летних до 23% среди респондентов возрасте от 60 лет и старше. Поддержка этой идеи также наиболее характерна для последователей различных религий, кроме православия и ислама (33%). Верующие вне конфессий чаще не поддерживают идею исключения дарвиновской теории из школьной программы (62%).
Снизилась и доля сторонников преподавания в учебных заведениях одновременно дарвинизма и божественной теории происхождения человека (креационизма) — с 63% в 2006 году до 58% в текущем году. 16% считают, что следует преподавать только естественную, эволюционную теорию, 7% — напротив, только божественную. Доля тех, кто затрудняется с ответом на этот вопрос, возросла с 11% в 2006 году до 19% в текущем году. Чем выше уровень образования наших сограждан, тем чаще они сообщают, что в учебных заведениях следует преподавать и креационизм, и эволюционизм: 51% россиян с начальным или неполным средним образованием против 65% опрошенных с высшим или неполным высшим образованием. Среди тех, кто считает нужным преподавать только эволюционную теорию, чаще встречаются обладатели среднего специального образования (19%), а также последователи различных религий, кроме православия и ислама (24%) и неверующие (25%).
Дарвин занимает шестое место в «народном рейтинге» великих ученых мира, деля его вместе с Леонардо да Винчи, Капицей, Курчатовым, Павловым и Поповым (по 2%). На первом месте — Менделеев (21%, в 2000 году — лишь 9%), на втором - Ломоносов (16%, 18% в 2000 году), на третьем — Эйнштейн (9%). Далее в рейтинге расположились Ньютон (6%), Королев, Сахаров, Циолковский (по 4%). По 1% набрали Архимед, Бехтерев, Галилей, Маркс, Коперник, Кюри, Ленин, Петр Первый, Пирогов, Пифагор, Солженицын, Тесла, Федоров, Энгельс. 38% респондентов затруднились с ответом.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 28 февраля — 1 марта 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Продолжается дискуссия о различных взглядах на происхождение человека. Какой из них, на Ваш взгляд, является наиболее верным? (закрытый вопрос, один ответ)
2006
2009
Считаю, что современная наука пока не в состоянии ответить на этот вопрос
35
37
Человек был создан Богом, высшими силами
24
23
Человек произошел от обезьяны в ходе естественной эволюции
24
19
Меня происхождение человека мало интересует
7
8
Человек произошел от космических пришельцев
5
3
Другой
0
0
затрудняюсь ответить
5
9
А вы поддерживаете идею исключить теорию Дарвина из школьных учебников? (закрытый вопрос, один ответ)
2006
2009
Безусловно, поддерживаю
7
7
Скорее поддерживаю
13
13
Скорее не поддерживаю
41
34
Безусловно, не поддерживаю
24
18
затрудняюсь ответить
15
28
Каким образом, на Ваш взгляд, следует преподавать теорию происхождения человека в школе, ВУЗах? (закрытый вопрос, один ответ)
2006
2009
Преподавать только естественную теорию происхождения человека (дарвинизм)
17
16
Преподавать только божественную теорию происхождения человека (креационизм)
9
7
Преподавать оба взгляда на происхождение человека, чтобы учащиеся сами могли выбрать наиболее приемлемый для себя
63
58
затрудняюсь ответить
11
19
Если говорить о великих людях всех стран и народов за последнюю тысячу лет, кого бы Вы назвали самым великим ученым? (открытый вопрос, не более трех ответов)
2000*
2009
Менделеев
9
21
Ломоносов
18
16
Эйнштейн
6
9
Исаак Ньютон
4
6
Королев
4
4
Сахаров
-
4
Циолковский
4
4
Леонардо да Винчи
-
2
Дарвин
1
2
Капица
-
2
Курчатов
2
2
Павлов
1
2
Попов
2
2
Архимед
-
1
Бехтерев
-
1
Галилео Галилей
-
1
Карл Маркс
-
1
Коперник
-
1
Кюри
-
1
Ленин
-
1
Петр Первый
-
1
Пирогов
-
1
Пифагор
-
1
Солженицын
-
1
Тесла
-
1
Федоров
1
1
Энгельс
-
1
Авиценна
-
<1
Алексий 2
-
<1
Алферов
-
<1
Аристотель
-
<1
Вавилов
1
<1
Гиппократ
-
<1
Даль
-
<1
Екатерина Вторая
-
<1
Калашников
-
<1
Кант
-
<1
Келдыш
-
<1
Кулибин
-
<1
Ландау
-
<1
Лобачевский
-
<1
Мичурин
1
<1
Нобель
1
<1
Нострадамус
-
<1
Паскаль
-
<1
Пржевальский
-
<1
Путин
-
<1
Пушкин
-
<1
Сеченов
-
<1
Сократ
-
<1
Сталин
-
<1
Столыпин
-
<1
Суворов
-
<1
Тимирязев
-
<1
Фарадей
-
<1
Фрейд
-
<1
Эдисон
-
<1
Ковалевская
-
<1
Туполев
-
<1
Ампер
-
<1
Другие
-
7
затрудняюсь ответить
-
38