Москва. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, кто, по мнению россиян, является самым великим ученым, какому взгляду на происхождение человека отдают предпочтение, и как относятся к идее исключения теории Дарвина из школьных учебников.
Россияне чаще всего считают, что современная наука пока не в состоянии ответить на вопрос о происхождении человека (37%). 23% полагают, что человек создан Богом, высшими силами. С 2006 года снизилась доля поклонников эволюционной теории — с 24% до 19%. По мнению 3%, люди произошли от космических пришельцев. Наконец, 8% сообщают, что их вопросы происхождения человека их не интересуют. Чем выше уровень образования россиян, тем больше среди них сторонников эволюционной теории: 12% среди респондентов с начальным или неполным средним образованием до 22% среди тех, у кого высшее или неполное высшее образование. Последние также чаще других полагают, что современная наука ответить на этот вопрос не может (40%). Вера в то, что человек был создан Богом, высшими силами, наиболее характерна для тех, у кого начальное или неполное среднее образование (28%).
За последние три года снизилась доля противников исключения теории Дарвина из школьных учебников — с 65% в 2006 году до 52% в 2009-м. Как и прежде, только каждый пятый (20%) одобряет идею исключения из учебников теории Дарвина. Почти вдвое возросла доля затруднившихся с ответом на этот вопрос: с 15 до 28%. Чем старше россияне, тем больше среди них сторонников исключения дарвиновской теории из школьной программы: 16% 18—24 летних до 23% среди респондентов возрасте от 60 лет и старше. Поддержка этой идеи также наиболее характерна для последователей различных религий, кроме православия и ислама (33%). Верующие вне конфессий чаще не поддерживают идею исключения дарвиновской теории из школьной программы (62%).
Снизилась и доля сторонников преподавания в учебных заведениях одновременно дарвинизма и божественной теории происхождения человека (креационизма) — с 63% в 2006 году до 58% в текущем году. 16% считают, что следует преподавать только естественную, эволюционную теорию, 7% — напротив, только божественную. Доля тех, кто затрудняется с ответом на этот вопрос, возросла с 11% в 2006 году до 19% в текущем году. Чем выше уровень образования наших сограждан, тем чаще они сообщают, что в учебных заведениях следует преподавать и креационизм, и эволюционизм: 51% россиян с начальным или неполным средним образованием против 65% опрошенных с высшим или неполным высшим образованием. Среди тех, кто считает нужным преподавать только эволюционную теорию, чаще встречаются обладатели среднего специального образования (19%), а также последователи различных религий, кроме православия и ислама (24%) и неверующие (25%).
Дарвин занимает шестое место в «народном рейтинге» великих ученых мира, деля его вместе с Леонардо да Винчи, Капицей, Курчатовым, Павловым и Поповым (по 2%). На первом месте — Менделеев (21%, в 2000 году — лишь 9%), на втором - Ломоносов (16%, 18% в 2000 году), на третьем — Эйнштейн (9%). Далее в рейтинге расположились Ньютон (6%), Королев, Сахаров, Циолковский (по 4%). По 1% набрали Архимед, Бехтерев, Галилей, Маркс, Коперник, Кюри, Ленин, Петр Первый, Пирогов, Пифагор, Солженицын, Тесла, Федоров, Энгельс. 38% респондентов затруднились с ответом.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 28 февраля — 1 марта 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Продолжается дискуссия о различных взглядах на происхождение человека. Какой из них, на Ваш взгляд, является наиболее верным? (закрытый вопрос, один ответ) |
||
|
2006 |
2009 |
Считаю, что современная наука пока не в состоянии ответить на этот вопрос |
35 |
37 |
Человек был создан Богом, высшими силами |
24 |
23 |
Человек произошел от обезьяны в ходе естественной эволюции |
24 |
19 |
Меня происхождение человека мало интересует |
7 |
8 |
Человек произошел от космических пришельцев |
5 |
3 |
Другой |
0 |
0 |
затрудняюсь ответить |
5 |
9 |
А вы поддерживаете идею исключить теорию Дарвина
из школьных учебников? |
||
|
2006 |
2009 |
Безусловно, поддерживаю |
7 |
7 |
Скорее поддерживаю |
13 |
13 |
Скорее не поддерживаю |
41 |
34 |
Безусловно, не поддерживаю |
24 |
18 |
затрудняюсь ответить |
15 |
28 |
Каким образом, на Ваш взгляд, следует преподавать теорию происхождения человека в школе, ВУЗах? (закрытый вопрос, один ответ) |
||
|
2006 |
2009 |
Преподавать только естественную теорию происхождения человека (дарвинизм) |
17 |
16 |
Преподавать только божественную теорию происхождения человека (креационизм) |
9 |
7 |
Преподавать оба взгляда на происхождение человека, чтобы учащиеся сами могли выбрать наиболее приемлемый для себя |
63 |
58 |
затрудняюсь ответить |
11 |
19 |
Если говорить о великих людях всех стран и народов за последнюю тысячу лет, кого бы Вы назвали самым великим ученым? (открытый вопрос, не более трех ответов) |
||
|
2000* |
2009 |
Менделеев |
9 |
21 |
Ломоносов |
18 |
16 |
Эйнштейн |
6 |
9 |
Исаак Ньютон |
4 |
6 |
Королев |
4 |
4 |
Сахаров |
- |
4 |
Циолковский |
4 |
4 |
Леонардо да Винчи |
- |
2 |
Дарвин |
1 |
2 |
Капица |
- |
2 |
Курчатов |
2 |
2 |
Павлов |
1 |
2 |
Попов |
2 |
2 |
Архимед |
- |
1 |
Бехтерев |
- |
1 |
Галилео Галилей |
- |
1 |
Карл Маркс |
- |
1 |
Коперник |
- |
1 |
Кюри |
- |
1 |
Ленин |
- |
1 |
Петр Первый |
- |
1 |
Пирогов |
- |
1 |
Пифагор |
- |
1 |
Солженицын |
- |
1 |
Тесла |
- |
1 |
Федоров |
1 |
1 |
Энгельс |
- |
1 |
Авиценна |
- |
<1 |
Алексий 2 |
- |
<1 |
Алферов |
- |
<1 |
Аристотель |
- |
<1 |
Вавилов |
1 |
<1 |
Гиппократ |
- |
<1 |
Даль |
- |
<1 |
Екатерина Вторая |
- |
<1 |
Калашников |
- |
<1 |
Кант |
- |
<1 |
Келдыш |
- |
<1 |
Кулибин |
- |
<1 |
Ландау |
- |
<1 |
Лобачевский |
- |
<1 |
Мичурин |
1 |
<1 |
Нобель |
1 |
<1 |
Нострадамус |
- |
<1 |
Паскаль |
- |
<1 |
Пржевальский |
- |
<1 |
Путин |
- |
<1 |
Пушкин |
- |
<1 |
Сеченов |
- |
<1 |
Сократ |
- |
<1 |
Сталин |
- |
<1 |
Столыпин |
- |
<1 |
Суворов |
- |
<1 |
Тимирязев |
- |
<1 |
Фарадей |
- |
<1 |
Фрейд |
- |
<1 |
Эдисон |
- |
<1 |
Ковалевская |
- |
<1 |
Туполев |
- |
<1 |
Ампер |
- |
<1 |
Другие |
- |
7 |
затрудняюсь ответить |
- |
38 |