Москва. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что россияне думают о вступлении нашей страны во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и какой подход в связи с этим следует реализовывать в различных секторах отечественной экономики.
Россияне считают, что вступление в ВТО — скорее в интересах нашей страны. На протяжении последних нескольких лет россияне придерживаются мнения, что вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) соответствует интересам нашей страны (41—44%). Как правило, такой точки зрения придерживаются сторонники партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия» (47% и 45% соответственно). С 2005 года снижается доля респондентов, уверенных в том, что членство в ВТО противоречит интересам России (с 24% до 20%). Так считают, прежде всего, сторонники КПРФ и других партий («Правое Дело», Патриоты России«, «Яблоко») — 32% и 35% соответственно. 39% наших сограждан затрудняются ответить. Тех, кто считает, что вступление в ВТО соответствует интересам России, больше всего на Урале (57%), этой точки зрения также придерживаются обеспеченные (49%) и высокообразованные (49%) сограждане. Им оппонируют, как правило, жители Северо-Западного округа (26%) и малообеспеченные (24%).
Вступая в ВТО, не следует отказываться от протекционизма в деле защиты интересов отечественной экономики, полагают россияне. Прежде всего, в защите нуждаются такие отрасли, как сельское хозяйство и пищевая промышленность (86%), а также добыча нефти и газа (80%). Несколько реже наши сограждане считают нужным придерживаться такого курса в отношении самолетостроения (70%), банковских и страховых услуг (66%) и производства одежды, обуви, мебели и т.д. (65%).
Придерживаться же противоположного подхода, согласно которому следует отказаться от поддержки российских производителей и снять барьеры для импортных товаров, наши сограждане чаще всего советуют в автомобилестроении (34%), производстве бытовой техники и электроники (32%), табачной и алкогольной продукции (28%), одежды, обуви, мебели (23%).
За последние годы сторонников реализации протекционистского подхода во всех указанных секторах стало меньше: главным образом, в области производства табачной и алкогольной продукции (52% против 76% в 2005 году), одежды, обуви и мебели (65% против 81%), автомобилестроения (54% против 70%), самолетостроения (70% против 88%), банковских и страховых услуг (66% против 80%). Одновременно, выросла доля тех, кто выступает за отказ от поддержки российского производителя и снятие барьеров для зарубежных товаров.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 4—5 июля 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Как вы считаете, вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) соответствует в целом интересам России или идет в разрез ее интересами? (закрытый вопрос, один ответ)
2005
2006
2009
Соответствует интересам России
43
44
41
Идет вразрез с интересами России
24
22
20
затрудняюсь ответить
33
34
39
Как вы считаете, вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) соответствует в целом интересам России или идет в разрез ее интересами? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные
Партии, за которые россияне проголосовали на выборах в Госдуму России, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье
«Единая Россия»
КПРФ
ЛДПР
«Справедливая Россия»
Другая («Правое дело», «Патриоты России», «Яблоко»)
Не стал бы участвовать в выборах
Соответствует интересам России
41
47
29
44
45
35
31
Идет вразрез с интересами России
20
15
32
28
22
35
25
затрудняюсь ответить
39
37
39
28
33
30
47
В связи со вступлением в ВТО России придется определиться со стратегией развития целого ряда отраслей экономики. Какой из двух подходов в этой связи должен быть, на ваш взгляд, реализован в следующих секторах российской экономики: (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции)
Поддерживать отечественных товаропроизводителей и ограничивать доступ на российский рынок импортеров из-за рубежа, даже, несмотря на рост цен на продукцию данной отрасли для российских потребителей и не всегда высокое качество этой продукции
Отказаться от поддержки российских товаропроизводителей в этой отрасли, снять барьеры на пути зарубежных товаров в Россию, поскольку только в условиях конкуренции можно повысить качество российских товаров и сохранить приемлемую цену
Затрудняюсь ответить
2005
2006
2009
2005
2006
2009
2005
2006
2009
Сельское хозяйство и пищевая промышленность
93
84
86
3
8
6
5
8
8
Добыча нефти и газа
91
-
80
4
-
10
5
-
11
Самолетостроение
88
76
70
6
13
16
6
10
14
Банковские и страховые услуги
80
65
66
10
18
15
11
17
19
Производство одежды, обуви, мебели и т.д.
81
-
65
14
-
23
6
-
12
Бытовая техника, электроника
67
-
56
26
-
32
6
-
13
Автомобилестроение
70
-
54
23
-
34
7
-
11
Производство табачной, алкогольной продукции
76
-
52
14
-
28
10
-
20