По данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), более половины россиян (54%) воспринимают Китай как дружественное по отношению к нашей стране государство. Противоположной точки зрения придерживаются 24% наших граждан, а 22% не имеют определенного мнения на этот счет.
Характеризуя
свое личное отношение к Китаю, 29% респондентов сказали, что относятся к этой
стране хорошо (этот ответ чаще других давали москвичи и граждане с высшим
образованием — 40 × 41% соответственно); 56% участников опроса охарактеризовали
свое отношение как «безразличное» (этот ответ особенно типичен для сельских
жителей и жителей мегаполисов, а также для людей в возрасте до 35 лет — 61 и
62% в этих группах соответственно); о «плохом» отношении к Китаю заявили 9%
респондентов (6% затруднились ответить на данный вопрос). Сравнивая сегодняшнее
распределение с ответами на аналогичный вопрос, полученными в 2001 × 2006
годах, можно говорить о нарастании индифферентного, отстраненного отношения
россиян к Китаю: так, в 2001
г. «безразлично» относились к этой стране 47%, в 2006 г. — 51% опрошенных;
сегодняшний показатель на
Свое хорошее
отношение к Китаю респонденты чаще всего объясняли симпатией к народу этой страны:
«дружные они
Некоторые респонденты высоко оценивают экономические достижения Китая: «большой скачок в экономике»; «смогли за короткий срок поднять свою экономику»; «успешная страна при тяжелых условиях»; «с каждым годом улучшается благосостояние людей, развивается технически, и решили сами завоевать космос» (5%); другие воспринимают успехи Китая в прагматическом ракурсе: «благодаря Китаю у нас много товаров»; «одевают нас»; «ношу китайские вещи»; «сейчас большинство товаров произведено в Китае, и если убрать их товар, то практически ничего не останется» (3%).
О былой дружбе
Советского Союза с Китаем упоминалось нечасто («всегда дружили»; «нас учили
любить Китай»; «все время дружили, была песня „Москва — Пекин“» — 2%). В
некоторых случаях говорилось о «мудрой политике» китайского руководства,
дружелюбном отношении к России, личных контактах с представителями китайского
народа и пр. (по
Те респонденты,
которые, по их словам, плохо относятся к Китаю, чаще всего (3%) обвиняют эту
страну в «демографической экспансии» («заполонили Россию»; «…сейчас во всех
городах России китайцев,
Ряд респондентов раздражает «торговая экспансия» Китая («завалили ширпотребом все Россию» — 2%), пугают его территориальные притязания («они хотят захватить наш Дальний Восток»; «китайцы хотят захватить Россию»; «это наши потенциальные враги» - 1%), возмущает разворовывание российских природных ресурсов («…вырубают лес, ловят нашу рыбу, выкопали и увезли почти весь женьшень — ужас!» — 1%). Некоторым китайцы и их страна просто не нравятся, без объяснения причин.
В восприятии
россиянами внешнеполитического соотношения сил нашей страны и Китая мало что
изменилось за последний год: почти две трети (63%)
Что касается
представлений о динамичности и успешности развития двух стран, то здесь
продолжает доминировать точка зрения, согласно которой Китай по темпам роста
превосходит Россию. Впрочем, постепенно происходит перераспределение мнений в
пользу нашей страны: если в
Перспектива возможного превращения Китая в лидера мировой экономики и политики сегодня кажется россиянам менее правдоподобной, нежели это было в 2006 году. Тогда с этим прогнозом соглашались 47% респондентов, сегодня — 41% (против 30% исключающих такую возможность).
Одна из старейших цивилизаций мира, Китай своеобразен не только в политическом и экономическом, но в первую очередь — в культурном отношении. Впрочем, судя по данным опроса, представления россиян о культуре этой великой страны довольно аморфны и приблизительны. У половины респондентов открытый вопрос «Скажите, пожалуйста, что первое Вам приходит в голову, какие мысли, образы, ассоциации возникают, когда Вы слышите слова „культура Китая“?» вызвал затруднения, а ответы остальных образуют множество статистически мало представительных суждений, что позволяет говорить об отсутствии в массовом сознании устойчивых стереотипов и смысловых доминант, связанных с китайской культурой.
Чаще всего респонденты воспроизводили гастрономические ассоциации (не всегда, впрочем, имеющие отношение к китайской кухне: «суши»; «едят змей»; «лягушек едят»; «они режут все мелко, люблю китайскую кухню»; «собачатина»; «китайский зеленый чай»; «еда рисовыми палочками» — 7%), высказывали свои представления об этосе китайского народа («соблюдение традиций»; «вежливое отношение к пожилым»; «дружно работают, стараются» — 6%), стиле жизни простых людей («живут единой семьей, детей воспитывают в патриотическом духе, лишнего не позволяют» — 4%), а также упоминали образы китайского искусства (6%) и архитектуры (5%). Довольно часто (5%) упоминались китайские товары, иногда с оценкой их качества — как высокой, так и низкой: «китайские полотенца»; «термосы, свитера»; «компьютерная техника дешевая китайская»; «одежда одноразовая»; «автомобили хорошие…».
Звучали также
упоминания о китайской философии, религии и эстетике (4%), воздушных змеях,
драконах и фонариках (4%), боевых искусствах и необычной одежде, великих
китайских изобретениях, предстоящей Олимпиаде и пр. (по