В конце июня в адрес министра промышленности, транспорта и связи Архангельской области Эрнеста Белокоровина было направлено письмо, подписанное заместителем мэра Архангельска по городскому хозяйству Олегом Головиным, в котором фактически заявлено об отказе городских властей софинансировать приобретение дополнительных 10 автобусов большой вместимости для нужд муниципальных автотранспортных предприятий. Об этом сайту WWW.ARHPERSPECTIVA.RU сообщили в пресс-службе правительства области.
Напомним, по договору с Министерством регионального развития РФ на условиях софинансирования из федерального и местного бюджетов в 2009 году были приобретены 39 автобусов марки «ЛиАЗ». Губернатор Илья Михальчук поставил задачу срочно задействовать новые автобусы, что и было немедленно сделано. В 2010 году на тех же условиях планировалось закупить еще 10 «ЛиАЗов».
Однако, как сообщает в письме заместитель мэра по городскому хозяйству, «муниципальные унитарные предприятия „АПАП-1“ и „АПАП-2“ несут ежемесячные убытки от обслуживания маршрутов городского пассажирского транспорта... Решение о выделении данным предприятиям дотаций на компенсацию убытков до настоящего времени не принято. В связи с этим, закупку дополнительно 10 автобусов большого класса в настоящее время считаем нецелесообразной, а выделяемые финансовые средства предлагаем направить на закупку коммунальной и дорожно-строительной техники».
Таким образом, под угрозой срыва оказалась программа модернизации общественного транспорта, разработанная и реализуемая областным министерством промышленности, транспорта и связи. Если договоренности с Министерством регионального развития не будут соблюдены, вряд ли Архангельская область сможет рассчитывать на помощь федерации в будущем. Между тем, тезис об убыточности созданных МУПов не подкреплен никакой документацией.
—Официальных финансовых расчетов нам не предоставили, — говорит и.о. министра промышленности, транспорта и связи Архангельской области Василий Бойко. — Очевидно, финансовая проверка предприятий не проводилась. Откуда берутся убытки? У частников почему-то таких проблем не возникает. Может, следует просто оптимизировать работу предприятий? Никакие меры не были приняты. Не предусмотрено даже субсидирование из городского бюджета, хотя о необходимости выделения дополнительных средств было известно с самого начала".
В мэрии также давно знали, что главное условие подписания договора с Минрегионразвития РФ — это подтверждение зарезервированных в бюджете средств на приобретение автотранспорта. В рамках софинансирования муниципалитет должен был выделить 9,6 млн рублей. Однако этого сделано не было.
Отказаться от приобретения автобусов область не может себе позволить. Это будет означать отказ от государственных дотаций, а в нынешней финансовой ситуации это, по меньшей мере, непредусмотрительно. В Минрегионразвития ждут выписки из бюджетов муниципальных образований области и готовы выделить необходимые средства. Если Архангельск откажется софинансировать покупку автобусов, может быть сорвана вся программа приобретения автотранспортных средств, в которой помимо областного центра участвует еще несколько муниципальных образований. Теперь, по словам Василия Бойко, нужно в срочном порядке перераспределять средства между другими муниципалитетами, заинтересованными в приобретении автобусов. Подчеркнем, что многие из них уже подтверждают готовность выделить из своих бюджетов необходимые суммы на софинансирование программы.
По последней информации вопрос о выделении необходимых 9,6 млн рублей все же будет рассмотрен на внеочередной сессии Архангельского городского Совета депутатов, проведение которой назначено на 15 июля. Но состоится ли она — еще большой вопрос. Предыдущая сессия была сорвана из-за отсутствия кворума. Согласятся ли депутаты выделить средства — тоже сложно спрогнозировать. К тому же, даже если деньги будут выделены, скорее всего, судя по письму Головина, мэрия предпочтет приобрести на них коммунальную технику, а не автобусы.