Сегодня налог на самую распространённые автомобили с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил составляет 14 рублей за одну «лошадку». Автопарк «жигулей» и автомобилей «Ока» составляет 57 процентов от общего числа таких моторов. Принятая новая редакция федерального закона о транспортном налоге разрешает поднять эту ставку до 50 рублей (сегодня её максимальный размер составляет 25 рублей). Областная администрация предложила депутатам повысить налог на самую массовую автотягу с 14 до 20 рублей.
По словам руководителя финансового ведомства, Минфин уже заложил предполагаемое повышение транспортного налога в схему трансферных дотаций региону, уменьшив их на 80 миллионов рублей из расчёта, что область пойдёт на увеличение налога.
— Даже при предложенном администрацией повышении этот налог не дотягивает до верхней планки прежнего налога, не говоря уже о его новой федеральной границе, — поддержал позицию директора департамента финансов обладминистрации Елены Усачёвой, выступавшей перед депутатами, председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Бральнин. — Кроме того, мы предлагаем рассмотреть новые ставки транспортного налога и по остальным категориям транспортных средств.
— Необходимо вообще освободить от транспортного налога сельскохозяйственную технику, — внесла предложение председатель комитета по аграрной политике и рыбохозяйственному комплексу Надежда Павловская. — В бюджете будущего года мы сократили средства на поддержку села, и такая мера могла бы стать частью компенсации за секвестирование, — подчеркнула депутат.
Сомнения в целесообразности введения новых ставок налога на машины с двигателями до 100 лошадиных сил, особенно старше шести лет, высказал депутат Александр Новиков.
— Какой смысл повышать налог, если его придётся платить и муниципальному транспорту, который финансируется из средств бюджета? Что касается коммерческого транспорта, то увеличение налога он переложит на плечи потребителей, — уверен депутат.
— В доле транспортных расходов транспортный налог составляет 0,1 процента, так что коммерческие автобусы его роста даже не заметят. Тем более, что они практически все работают на «вменёнке», — сказал губернатор Архангельской области Илья Михальчук. — Поэтому в обосновании увеличения цены за проезд данный налог не может фигурировать никак.
Кроме этого, глава области подчеркнул, что сейчас транспортный налог в нашей области как был самым низким среди регионов Северо-Западного Федерального округа, так и останется таким же и после повышения.
— Конечно, приняв такое решение, мы с вами не можем рассчитывать на рост популярности среди населения, - продолжил глава региона. — Но мы должны исходить из необходимости использовать и внутренние резервы для наполняемости бюджета. А предложение депутатов прописать в постановлении рекомендацию использовать дополнительные средства от повышения ставки транспортного налога на содержание и ремонт дорог поддерживаю полностью, — заключил губернатор.
После обсуждения депутаты проголосовали за новый закон сразу в двух чтениях, повысив ставки налога транспортные средства в среднем на 35 процентов. И с 1 января 2010 года налог, например, на моторы мощностью до 100 лошадиных сил будет 19 рублей.