Большинство российских автовладельцев являются собственниками подержанных машин (71%): отечественных (за последние четыре года доля таких респондентов снизилась с 59% в 2006 году до 47% в текущем году) и реже — «иномарок» (24%, в 2006 году — 19%). Респонденты в равной степени разделились на владельцев новых отечественных автомобилей и новых «иномарок», причем, за последние несколько лет и та, и другая группа возросла (с 13% до 16% и с 8 до 16% соответственно).
45% автовладельцев имеют возможность участвовать в программе утилизации старых автомобилей, так как являются собственниками машин, выпущенных более десяти лет назад. В основном это респонденты, имеющие подержанные отечественные авто и «иномарки» (64 и 51% соответственно), а также малообеспеченные россияне (61%) и селяне (53%). Впрочем, у 54% опрошенных автолюбителей таких автомобилей в наличии нет — в основном это владельцы новых «иномарок» и отечественных автомобилей (90 и 79% соответственно), а также обеспеченные респонденты (71%), москвичи и петербуржцы (67%).
Подавляющему большинству собственников старых автомобилей известно о программе по обмену старых машин на денежные сертификаты: каждый второй (49%) хорошо информирован об этом, 41% — что-то слышал. Лишь 8% впервые услышали об этой мере от интервьюера. Высокую информированность демонстрируют, в первую очередь, владельцы подержанных «иномарок» (54%) и обеспеченные респонденты (62%). Что-то слышали об этой программе респонденты с низкой самооценкой материального положения (44%). В то время, как большинству селян уже хорошо известно об этой программе (58%), 55% москвичей и петербуржцев впервые узнали о ней в ходе опроса.
Наиболее справедливым условием программы респонденты считают положение о том, что утилизируемый автомобиль должен находится в собственности владельца не менее года (70%). Большинство опрошенных также соглашаются с тем, что под действие программы попадают лишь автомобили старше десяти лет (66%), что скидка в 50.000 рублей распространяется только на машины, произведенные в России (62%) и что один сертификат позволяет приобрести только одну новую машину (61%). В меньшей степени респонденты разделяют правило, согласно которому сертификат является единственной возможной формой получения денег и потратить его можно только на покупку автомобиля — 49% считают его справедливым, 41% - напротив. Наибольшее несогласие российских автовладельцев вызвало положение о том, что для участия в программе утилизации необходимо заплатить 3.000 рублей - 69% сочли это условие несправедливым.
41% россиян, попадающих под действие программы утилизации и планирующих покупку нового автомобиля, готовы участвовать в ней. В первую очередь это владельцы подержанных автомобилей отечественного производства (52%), уральцы (68%) и жители крупных городов (50%). Нежелание участвовать в программе высказывают 59% опрошенных — как правило, это, владельцы подержанных «иномарок» (85%), обеспеченные россияне (82%), жители Северо-Западного округа (93%) и обеих столиц (80%).
Главная причина, по которой часть владельцев старых автомобилей не желает участвовать в этой программе, это неподходящие условия (37%) программы и недоверие к правительственным программам вообще (30%). Обе причины чаще называют владельцы подержанных «иномарок» (45 и 38% соответственно) и малообеспеченные респонденты (50 и 44% соответственно). Несколько меньшее значение для наших сограждан имеют такие причины, как отсутствие информации (14%), недоверие дилерам-участникам программы (13%), на них более склонны указывать владельцы подержанных отечественных автомобилей (24 и 18% соответственно) и . В числе наименее важных факторов — отсутствие потребности в финансовой помощи (9%) и непопадание в категории граждан, участвующих в программе (8%) — как правило, на такие причины ссылаются обеспеченные россияне (21 и 14% соответственно).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён
Есть ли в Вашей семье автомобиль, который был выпущен более 10 лет назад (1999) или раньше? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, у кого есть автомобиль) |
||||
|
Все опрошенные |
Самооценка материального положение |
||
Очень хорошее, хорошее |
Среднее |
Плохое, очень плохое |
||
Да, есть |
45 |
28 |
45 |
61 |
Нет |
54 |
71 |
53 |
39 |
затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
0 |
0 |
Правительство предоставляет в обмен на старый автомобиль, сданный в утиль, сертификат на 50 тысяч рублей, который можно потратить на покупку нового автомобиля, произведенного в России. Слышали ли вы об этом или нет? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, у кого есть автомобиль, выпущенный десять лет назад и более) |
|||
|
Все опрошенные |
Владельцы подержанных автомобилей отечественной марки |
Владельцы подержанных «иномарок» |
Да, хорошо знаю |
49 |
50 |
54 |
Что-то слышал, но подробностями не владею |
41 |
40 |
36 |
Впервые слышу об этом |
8 |
8 |
8 |
затрудняюсь ответить |
2 |
2 |
3 |
Оцените условия программы по обмену старых
автомобилей на денежные сертификаты |
|||
|
Справедливое, приемлемое условие |
Несправедливое, неприемлемое условие |
затрудняюсь ответить |
Скидка в 50 тысяч рублей распространяется только на покупку автомобилей, произведенных на территории России |
62 |
30 |
7 |
Автовладелец, сдающий машину в утиль, платит за утилизацию 3.000 рублей |
22 |
69 |
9 |
Деньги за утилизацию машин можно получить только в виде сертификата, а потратить — исключительно на покупку автомобиля из утвержденного перечня |
49 |
41 |
10 |
Максимальная скидка на приобретение авто составляет 50 тысяч рублей, т.е. один сертификат — одна новая машина |
61 |
26 |
13 |
К утилизации принимаются только автомобили старше 10 лет |
66 |
24 |
10 |
Машина, принимаемая к утилизации по программе, должна находиться в собственности последнего владельца как минимум год |
70 |
20 |
10 |
Собираетесь ли Вы воспользоваться возможностью получить сертификат на 50 тысяч рублей на покупку нового автомобиля в обмен на старый? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, у кого есть автомобиль, выпущенный десять лет назад и более и кто собирается приобретать новый автомобиль, приведена доля респондентов, давших содержательный ответ) |
|||
|
Все опрошенные |
Владельцы подержанных автомобилей отечественной марки |
Владельцы подержанных «иномарок» |
Собираюсь воспользоваться |
41 |
52 |
15 |
Не собираюсь пользоваться |
59 |
48 |
85 |
Если Вы не собираетесь воспользоваться правительственным сертификатом на приобретение нового автомобиля, то почему? (закрытый вопрос, не более трех ответов, % от тех, у кого есть автомобиль, выпущенный десять лет назад и кто не собирается участвовать в программе его утилизации) |
|||
|
Все опрошенные |
Владельцы подержанных автомобилей отечественной марки |
Владельцы подержанных «иномарок» |
Не нужна финансовая помощь в приобретении автомобиля |
9 |
9 |
8 |
Не доверяю дилерам, выполняющим операции по утилизации-покупке автомобиля |
13 |
18 |
8 |
Не попадаю в категории граждан, рассматриваемых для участия в программе |
8 |
4 |
13 |
Не подходят условия, на которых предоставляется помощь (перечень моделей и пр.) |
37 |
31 |
45 |
Недостаточно информации |
14 |
24 |
3 |
Все правительственные программы поддержки — обман |
30 |
24 |
38 |
Другое |
8 |
9 |
5 |
затрудняюсь ответить |
2 |
2 |
3 |